В древние времена зодчество начиналось со строительства жилищ, затем люди стали возводить памятники и символичные сооружения в честь правителей и божеств, в которых верили. Естественно эти монументальные постройки по возможности украшались. Чтобы научиться создавать более изящные элементы, стали осваиваться ремесла. Последние послужили толчком к появлению художественных ценностей и возникновению у человека тяги к «прекрасному». Примитивные дома оборудовались не только необходимым минимумом предметов для комфортной жизни, но и вещами, которые не имели определенного назначения. Они фигурировали исключительно в качестве красивого дополнения. Эти элементы впоследствии получили название «декор», что в переводе с латыни звучит, как «пристойный», » приличный». В домах побогаче на украшениях интерьеров не экономили, бедняки же довольствовались малым, но даже свои лачуги умудрялись оживить с помощью подручных средств. В наши дни элементы декора относятся к составляющим внутреннего убранства помещения наравне с меблировкой. Вместе с отделкой стен, потолка и пола, они создают неповторимую дизайнерскую картину. Для каждого стиля характерно использование определенных видов декоративных элементов.
Содержание
Декор в интерьерной картине позволяет добавить цвета, расставить акценты и придать убранству комнаты завершенный вид. Милые вещицы, которые не несут никакой функциональной нагрузки, создают в помещении уют и придают ему налет «теплоты». Если оставить в комнате только отделку и мебель, то она станет комфортной, но не факт, что в ней будет приятно находиться. Обратите внимание на кабинеты в офисах, больничные палаты и иные казенные помещения. Они выглядят стерильно, сразу становится понятно, что люди здесь не живут. Потому что функциональный минимум способствует только рабочему процессу, а человек привык окружать себя прекрасным, мелочами, которые становятся частью его жизни. При этом любой дизайнер знает, что декору можно отдать как ведущую, так и второстепенную роль. В первом случае предметы складываются в сложную композицию, которая эффектно выглядит на нейтральном фоне отделки и остального убранства. Если декор второстепенен, то он лишь оттеняет общую стилистическую концепцию, становится неприметным дополнением.
Понятие «декорация» отражает главное назначение украшений в помещении. Конструкцию используют в театральных постановках, чтобы перенести действие в нужные условия и визуализировать фоновую обстановку.
Декор в широком смысле слова классифицируют по совокупности характерных черт на три типа:
Архитектурный | Обычно он является частью отделки в помещениях. |
Скульптурный | Понятие включает в себя богатый ассортимент изделий: от статуэток и до композиций из глины и гипса. |
Живописный | Основными представителями группы являются картины. |
Встречаются и «межвидовые» комбинации. К примеру, рельеф (не характеристика, а ветвь искусства) сочетает в себе скульптурный и живописный типы: на ровной плоскости создают объемные композиции. Также существует другая классификация по степени «активности» декоративных объектов:
Также декоративные объекты делятся на те, что приобретают в магазинах, и сделанные своими руками. Последние тесно связаны с процессом творчества и рукоделия. Вещицы, ставшие результатом ручной работы, ценятся на порядок выше, так как являются эксклюзивными деталями, которые сделают интерьер уникальным. Подобрать декоративные элементы для городской квартиры или частного дома можно самостоятельно или обратиться за помощью к специалистам. Последнее актуально для сложных стилистических решений в элитных апартаментах, когда обстановка должна полностью соответствовать концепции выбранного направления. По расположению предметы классифицируют на четыре группы:
По материалам исполнения предметы делят на:
Декорирование всегда насквозь «пропитано» стилистическими мотивами. Каждому дизайнерскому направлению присущи конкретные элементы. К примеру, изысканный декор классического стиля будет смотреться неуместно в помещении, оформленном в провансе. Элегантные и стильные вещицы, используемые в лофте, совершенно не подойдут для практичного шебби шика.
На помещения определенного типа накладываются условные нормы по допустимому количеству декоративных элементов. На кухне, коридоре и в ванной их должно быть поменьше, в спальне допускают умеренное применение, а вот гостиная может пестрить украшениями, которые ее ничуть не испортят. Также декор может быть универсальным или узконаправленным, только для комнат определенного типа. К примеру, камин относят к первой категории, а фигурные баночки для хранения специй — ко второй.
Камень и мрамор используются в качестве декоративной отделки помещения и служат материалом для независимых изделий. В облицовке стен его применяют для воплощения дорогих стилей с претензией на роскошь. Причем в большинстве случаев используется более дешевая имитация, которую визуально не отличить от оригинала. Шлифованный мрамор — материал универсальный, из него выполняют столешницы, раковины, статуэтки, шкатулки, подставки, чаши, столовую посуду, «ножки» светильников и даже вазы. Камень приносит в интерьер налет естественности, поэтому он популярен в «экостильной» обстановке.
Вопреки заблуждениям, подобные вещицы используются не только при декорировании помещений в морском стиле. Для «волнистых» линий характерно привнесение динамики в пространство. Они способны оживить слишком скучные или серьезные интерьеры и одновременно настроить на спокойный лад, помочь расслабиться. Возможно в данном случае срабатывает эффект умиротворяющего «покачивания» на волнах. Подобные мотивы чаще встречаются в текстиле: шторы, коврики, подушки, обивка мебели, покрывала. Чуть реже «волнистую» тему встречают в картинах и формах ваз, декоративных бутылок, часов. Традиционно оформляются подобные линии в синих, голубых и зеленых оттенках.
«Пустить волну» можно даже на ламинате, если грамотно скомбинировать это покрытие с керамической плиткой. Граница сочетания должна иметь характерные очертания.
В последние годы наблюдается триумфальное возвращение мотивов эпохи Возрождения в интерьеры. Для предметов характерен налет итальянской роскоши и изящества. Конечно декоративные элементы не выглядят современно, но динамично подстраиваются под смешанные стили, эффектно оттеняя их неординарность. Из Ренессанса заимствуют вазы, частично обнаженные скульптуры, колонны, посуду, лепнину, специфические растительные орнаменты на поверхностях и тематические изображения венков из лавра.
Скульптуры, изображающие руки в характерных жестах, пожалуй, самое нетривиальное украшение интерьера последних лет. Подобные арт объекты относят к позднему абстракционизму. Вдохновение современные мастера черпают из наследия Огюста Родена. Французский скульптор придавал рукам особое значение. Он нередко утрировал их размеры, создавая огромные композиции из переплетенных пальцев. Самое известное творение мастера в подобном стиле — «Руки Творца», украшающие авторский музей в Париже. Элементы декора, запечатлевшие различные жесты, относят к лаконичным вариантам, которые выбирают люди оригинальные, не опасающиеся экспериментов.
Элементы декора, выполненные в ярких красках, играют роль акцентов в помещении. С помощью подобных цветовых пятен дизайнеры привлекают внимание гостей к конкретным зонам комнаты. Предметы могут выполнять две функции:
В обстановке, где превалируют нейтральные цвета, на ярких вазах, чашах, подставка, часах, светильниках не экономят. В пестром убранстве их используют по минимуму, чтобы не загружать пространство.
Братья меньшие в картинах, статуэтках, изображениях на текстильных поверхностях всегда притягивают к себе взгляд и показывают, что владельцам присуще хорошее чувство юмора. Собаки, кошки, кролики и прочие милые домашние зверята подходят для озорных и взбалмошных стилей. В строгие интерьеры гармонично вольются змеи, бегущие лошади, волки, лисы, леопарды. Любые хищники, которые являются воплощением силы и опасности, подчеркнут серьезность обстановки.
Что касается картин, то эти элементы декора открывают перед дизайнером массу возможностей. От их расположения, модели рамы и изображения порой зависит все восприятие украшенной зоны. При размещении картин стоит учитывать правило «57 дюймов»: арт объект располагают на уровне глаз примерно в 150 см от пола. Его центр должен попадать на условную линию, только так человек сможет рассмотреть изображение в деталях. В последнее время в моду вошли коллажи, которые оформляют из нескольких картин (начиная от трех) в различных сочетаниях. Размеры отдельных частей композиции могут варьироваться от крошечных и до крупногабаритных. Коллажами украшают акцентные стены в комнате, причем их характеры могут быть совершенно разными: изображения людей, цветов, городские панорамы, натюрморты, пейзажи. Часы давно перестали использоваться только по прямому назначению. Сейчас актуальны такие причудливые линии формы и материалы исполнения, что порой с первого взгляда сложно догадаться, что именно находится перед вами. Часы могут быть настенными, напольными и настольными. Встречаются оригинальные модели, встроенные в столешницы, входящие в состав коллажа на стенах, «стекающие» с подоконников (сюрреалистическая визитная карточка Сальвадора Дали), с «секторами» заполненными сыпучими материалами разных цветов и фракций. Часовое многообразие позволяет выбрать уникальный вариант, который подойдет к конкретному интерьеру.
Зеркала тоже в свое время попали под «прицелы» цепких дизайнерских взоров, и стали воплощать самые необычные их фантазии. В эко стиле используют рамы из настоящих веток или частей стволов деревьев. В минимализме и хайтеке оригинальны сами поверхности зеркал: объемные, выпуклые, состоящие из множества граней. Для тех, кто хочет выделиться, подойдут композиции из «треснувших» кусков, которые в хаотичном беспорядке прикрепляют к стене. В подобной технике создаются «соты»: сочетания кусочков одинаковой формы (шестигранники) и размеров. Зеркало может быть частью художественной композиции, ее объемным элементом. К примеру, стену украшают огромным изображением головки одуванчика или «укропного» зонтика, а «парашюты» в нем выполнены из отражающих кусочков, круглой формы. Зеркальные поверхности используют для отделки кухонных фартуков, стен в гостиной и фасадов мебели.
Светильники и подсвечники в первую очередь рассматриваются в качестве функциональной единицы. Они компенсируют нехватку естественного света, и только потом воспринимаются, как арт объект в интерьере. Светильники используются повсеместно. Их ставят на пол, на столики и вешают на стены. В последние годы большой популярностью стала пользоваться точечная подсветка, которая создает атмосферу роскоши в комнате. «Ветка» из голых лампочек, обвитая вокруг рамы зеркала или дверного проема — стильное дополнение в современном дизайне. Многообразие форм, оттенков, материалов исполнения, позволяет завершить любое оформление, подчеркнув его достоинства. Светильники приобретают в последнюю очередь, они сродни последним штрихам на полотне, которые корректируют получившуюся картину. Подсвечники используются реже, так как они ошибочно ассоциируются исключительно со стариной. Модные тенденции не обошли их стороной, и позволили взглянуть на привычный предмет под другим углом. Их «ножки» выполняют из дерева, металла, стекла и даже камня.
Чтобы декорировать помещение предметами собственного изготовления прибегают к технике декупажа, росписи, бисероплетению, вышивке, вязанию, пэчворку, скрапбукингу. Количество способов создания оригинальных арт объектов огромно, и каждый сможет найти хобби по вкусу. Если вы никогда не пробовали себя в подобном деле, то во всемирной паутине можно с легкостью найти нужные мастер-классы с подробным описанием каждого этапа работы. Для хобби используют нитки, ленты, кусочки тканей, цветную бумагу, фурнитуру, проволоку и иные подручные средства, с помощью которых привычные предметы меняются до неузнаваемости или создаются принципиально новые вещицы. Изготавливая декоративный элемент своими руками, легко почувствовать себя творцом убранства дома.
При декорировании интерьера ориентируются на два важных аспекта:
Стилям с уклоном в минимализм хватает пары предметов для украшения, а в классических направлениях на декор обычно не скупятся. В сознании современного человека понятие роскоши сильно изменилось и стало ассоциироваться с простыми деталями. Они подчеркивают элегантность убранства с помощью необычных форм, дорогих материалов, «модных» цветов, а не за счет своего количества. Также стоит учитывать размеры комнаты. В небольших помещениях не рекомендуют использовать обилие мелочей, которые «загрузят» тесное пространство. Крупные декоративные объекты подходят для таких же помещений, только в подобных случаях они не будут смотреться «сиротливо» и неуместно.
Декор называют «душой» помещения. Если мебель приобретают типовую, встречающуюся в других квартирах, пусть и в разных комбинациях, то в мелочах проявляются эстетические предпочтения владельца. Декоративные предметы делают интерьер живым, «теплым» и уютным. Их сочетания всегда уникальны, что позволяет говорить об авторском оформлении.