Арку считают одной из ключевых архитектурных форм. Причем, несмотря на длинную историю, сводчатые конструкции остаются скорее украшением, и в жилищах встречаются не так часто, как раньше. Закругленные проемы всегда были их характерной чертой, а теперь разнообразие ограничено только технологическими возможностями. В наши дни использование круглых элементов актуально для высоких громоздких дверей, ворот, входных зон, переходов между комнатами. Форма свода характерна также для окон общественных зданий и домов улучшенной планировки. В целом наблюдают тенденцию к более частому применению арок где бы то ни было. Становятся они при этом все менее изящными. Дизайнеры продолжают внедрять конструкцию арки в дверной проем. Своды без дверей имеют свои сильные стороны, а практические конструкции с дверными полотнами не только удобные, но и сохраняют привлекательный рисунок.
Содержание
Самые древние руины с арками имеют возраст около 4-х тысяч лет. Таким образом, датой появления сводчатых конструкций считают начало II тысячелетия до н. э. Толчок для развития архитектуры дали технологии Древнего Египта и Месопотамии. Народы именно этих цивилизаций строили из кирпичей первые арки. Они умели возводить не только открытые, но и более сложные закрытые конструкции. Методики освоили другие государства, в том числе Греция и Рим. Дошедшая до наших дней архитектура Древней Греции и ее колоний представлена бесчисленным количеством строений. Когда наступили римские времена, многое было разрушено, однако появились и новые сооружения. Пик развития античной архитектуры приходится именно на период Римской империи. Арки возводили повсеместно, а инженерная сложность конструкций выросла в разы. Средой для развития зодчества стала архитектура готики и Ренессанса.
Комнаты с арками часто оставляют без дверей, но учитывая практическое неудобство такой планировки, жильцам приходится использовать альтернативы. В местах с высокой проходимостью оформляют конструкции с пустым створом, а для личных комнат устанавливают двери. В больших домах арки гостевых залов украшают шторами. Боковые стойки выполняют из материалов улучшенного вида, в идеале из оцилиндрованных бревен. Простая ровная коробка смотрится не лучшим образом. Своды делают более декоративными на фоне остальных элементов. Все эти особенности не касаются арочных входов на кухню, пролетов в коридорах брежневок. Они могут быть простыми и гармонично вписываться в обстановку. При этом для подавляющего большинства конструкций характерно отсутствие порога, хотя теоретически он может даже улучшить внешний вид арки. Сводчатые проемы бывают активными, то есть соединяющими несколько комнат, и пассивными, открывающими вид сразу на несколько помещений.
Арочный пролет в стене — это в первую очередь декоративный прием. Причем саму идею оформления часто развивают, и вместо арки жилье получает что-то другое, например, двери с глухой стеклянной фрамугой. Помимо эстетических преимуществ, отмечают повышенную устойчивость сводчатых проемов. Они реже растрескиваются, в меньшей мере коробятся и не подвергаются усадке. Рама арочных конструкций, в свою очередь, обладает большей прочностью. Не стоит забывать и о дополнительных возможностях для проветривания. Дополнительные квадратные метры в дверных проемах улучшат вентиляцию в жаркое время года. При этом минусы конструкции ощущают еще на этапе монтажа, ведь технология сборки сложнее, чем у квадратных коробов. С этим недостатком связана и высокая цена. Следует понимать и практическое неудобство открытых арочных проходов в плане звуко- и теплоизоляции, зрительной доступности помещения.
Еще несколько полезных качеств арок:
Распространение получили:
Каждый вариант арки имеет свое название, чаще всего логически связанное с формой. Классикой называют обычную арку с прямоугольным пролетом и полукруглым перекрытием. Они гармонично вливаются в интерьер или экстерьер и делают пространство совершеннее с геометрической и эстетической точек зрения. Романтика — это прямоугольный свод со скругленными верхними углами. Подходят для широких проемов. Название «трапеция» закрепилось за арками с соответствующим интрадосом. А вот пролет вроде портала почти не отличается от прямоугольного проема. Причем название у него такое же, как у перекрытия — последнее тоже именуют порталом. Арочные конструкции типа «модерн» выступают переходной формой между классикой и порталом. Практически не отличается от него эллипс, обладающий чуть большим радиусом закругления. Следует отметить и полуарки — малую архитектурную форму, в которой соседствуют арка и прямая стена.
Так называют арки с полукруглым или скругленным перекрытием, а также разные варианты с выраженным рисунком «под круг», и даже строения, в точности повторяющие эту фигуру. Круглые своды стали популярными в последнее время, так как все чаще используются на различных церемониях, процессиях. Их собирают и декоративно украшают к мероприятиям в духе «английской свадьбы». Речь идет о круглой металлической конструкции с опорами и ажурными формами, которые покрывают цветочными композициями. Круглые арки становятся фоном для жениха и невесты. Однако круглые своды — это те же проемы с круглым перекрытием, которые люди видят почти каждый день. Арки с закругленным антаблементом получили широкое распространение в Древней Греции, Египте и Риме. Если в наше время у арок есть порталы только с внутренней стороной (интрадосом), то в тот период они часто обладали еще и внешней (экстрадосом).
Прямоугольные арки — решение проблемы дизайнерской несовместимости. Они уместны практически в любом интерьере, и особенно — в технологическом и современном, где полукруглые своды могут оказаться бессмысленными. Прямые линии правильно дополнят обстановку с такой же ровной мебелью и переходами. Конструкции типа портал формируют с четырьмя прямыми углами, но два верхних иногда немного скругляют. Наличники делают широкими, с выраженным объемом, и для этого годятся склеенные пиломатериалы. Это и дешевле, если сравнивать с цельным деревом. Системы собирают также из гипсокартона. Работа с этими материалами производится по простой схеме, а рама получается аккуратной, идеально ровной. Готовому проходу не помешает декор, но опять-таки с ровными чертами. Среди моделей двери больше всего подойдут раздвижная и складная.
Кованые арки подходят для разграничения зон на дачном участке.
У эллипсообразных проемов больше стильных качеств, чем у остальных вариантов — хозяевам удастся подчеркнуть свой хороший вкус. Эллиптические конструкции — это своего рода промежуточная версия между круглым сводом и порталом. Элементы возводят иногда до самого потолка, ведь чем он больше, тем лучше становится вид комнаты. Арочный проем с эллиптическим верхом также прекрасно сочетается с дверями. Форме найдется место в обстановке под старину вроде замкового интерьера или в чем-то напоминающем его лофте с промышленной отделкой. Существуют варианты с заплечиками, подковообразные арки и прочие разновидности с особым антуражем. На эллиптические арки во многом похожи вариант романтика с более плоским верхом и модерн — с заостренным. Без эллипсообразных форм были бы невозможны шедевральные интерьеры в стиле ар-нуво — направления модерна.
Преимущество варианта состоит в легкости выполнения, и в то же время — эта форма более совершенна, чем простой прямоугольник. Трапециевидный проход содержит в себе некую геометрию, которую не помешало бы обыграть другими линиями. Элементами вроде формы потолка, различных углов, столешниц и колонн. По декоративным возможностям трапеции немного уступают закругленным вариантам, но многое все же зависит от конфигурации верхнего элемента, его размера, выраженности и пропорций. Нижние или верхние углы интрадоса можно закруглить. Трапециевидную арку можно и вовсе переделать в усложненный вариант с абстрактным угловатым рисунком. Повышенную устойчивость верхней поперечной балки используют в длинных коридорах-проходах и сооружениях из тяжелых стройматериалов, а к таким относятся дома из бревен и бруса.
При создании чего-либо подобного следует «взвесить» все моменты насчет декоративной составляющей и сочетаемостью с дизайном, мебелью. Смелое и интересное решение на эскизе в реальности может выглядеть неуместно и странно. Особенно это касается каскадных вариантов с несколькими прорезями. На практике хорошо себя зарекомендовали арки со сдержанным узорчатым рисунком и без дополнительных отверстий. Композиции же формируют в квартирах-студиях с отчетливым дизайнерским направлением, в ретро- или космическом стиле, к примеру. Многие пытаются повторить идею в менее акцентированном интерьере, и иногда это не получается. И все же соблюдение простых канонов проектирования открывает возможности для универсального применения. Начать следует с добавления одного, максимум двух элементов к дуге: ровной фигуры или кривых линий. При этом лучше сохранить симметрию. Композиции же одинаково хороши как асимметрические, так и сбалансированные.
Фигурные конструкции преображают с помощью витражей на некоторых сегментах.
Высоту ограничивает только уровень потолка — должен оставаться запас. Параметр также согласовывают с другими дверными проемами, чтобы не нарушать целостность и органичность дизайна. Для круглых и фигурных форм в действительности возможно исключение, так как это выделяющийся элемент. Ширину подбирают в связи с основным замыслом внутренней отделки, ее посылом. Речь идет о выраженности межкомнатного пространства и проемов между помещениями. Что касается точных параметров, то высота верхушки арки (стрела подъема) должна заканчиваться на уровне не выше 2,9 м для комнаты высотой 3,2—3,3 м и до 2,2 м — для помещения с показателем в 2,5 м. Для обычной арки гармоничным считают соотношение высоты и ширины 2:1 или 3:1. Для дизайнерских идей показатель значения не имеет. Если индивидуальный вариант выбрать не удалось, то лучше остановиться на пропорции 1,6:1 — соотношении, рассчитанном еще в Средние века.
Применяют:
Первые арки собирали только из камня, и именно так появились знаменитые методики кладки. Сейчас камень используют только с высокоэффективными крепящими и клеящими материалами. В последние годы популярностью пользуется гипсокартон. Конструкцию собирают на металлический каркас и нередко дополняют полками, нишами. Полученные системы пригодны под организацию встроенного освещения. Невысокая стоимость в сочетании со всем этим объясняет высокий спрос среди потребителей. У вариантов из дерева, в свою очередь, есть преимущества в плане экологичности, прочности. В то же время плесень может испортить вид короба. Для интерьера попроще арки собирают из легких материалов, имитирующих камень, дерево или что-либо другое. Последний вариант, кирпичную арку, собрать будет нелегко, да и над ее внешним видом понадобится много работать.
На бюджетных вариантах устанавливают пластиковые уголки, иногда покрывают облицовочным материалом, а торцы — отделывают декоративным молдингом. В самых дорогих вариантах интерьера добавляют лепнину. Часто подчеркивают область камня-замка. Прибегают и к отделке ценными породами и минералами. Например, травертином, мрамором, гранитом, малахитом и им подобными. В роскошном интерьере обязательно декорируют проем и наличники. В этом смысле беспроигрышным вариантом будет венецианская штукатурка. Если дизайн соответствует менее «кричащему» стилю, то можно заняться геометрической составляющей. В стилистике модерна применяют декоративные планки и накладки, стекло. Простая обстановка не требует каких-либо декоративных придумок. Достаточно лишь подчеркнуть текстуру материала арки, а пространство возле нее — отделать гибкой акриловой плиткой.
Элемент выполняет функции:
Сводчатые проходы бывают обычными врезанными и форменными. Второй подвид включает в себя варианты с боковыми колоннами, оригинальными перекрытиями, дополнительными фигурными отверстиями, секционным строением. Интрадосы и стойки оформляют декоративным рельефом. Без красивых арок трудно представить классический интерьер с мотивами XVIII века, который сохраняет актуальность для больших частных владений. Сводом можно укрепить простенок или же организовать новые проходы/коридоры между комнатами под удобным углом. Арочные композиции становятся новым местом хранения: поверхности комнаты можно освободить от избыточной нагрузки, например, от лишних декоративных предметов. Система арок объединит в одну продуманную композицию несколько комнат. В студиях большого размера эти конструкции используют в качестве разграничителей пространства.
Функцию зонирования объект выполняет в 2-х смыслах: как способ объединения пространства и как разделитель. Квартиры современной планировки имеют много совмещенных помещений и короткие прихожие. Поэтому их пространство следует делить на сегменты для отдыха, обеда, приготовления еды, работы за компьютером, просмотра телевизора. Помимо таких идей для применения, арка будет кстати в тамбуре, которые все чаще «появляются» рядом с гостиными. Сводчатые конструкции легко решают проблему неэффективного использования места возле дверей: достаточно убрать их и сделать свободный проход или повесить шторы. Арками также регулируют уровень изолированности. Узкая арка в стене дает высокий показатель, а широкая — его снижает. Створ больше чем на полстены соединит два помещения в одно, убрав ощущение границы.
Арку делают частью архитектуры, но при наличии времени, желания и средств из нее удастся сформировать один из столпов дизайна. Что-то такое можно создать с помощью подручных вещей. Рядом с аркой выбирают место для полочек или делают встроенный вариант. Секции затем наполняют разноцветными книгами. Проход можно оформить как продолжение настенного рисунка, а точнее, как его отсутствующую часть. Все более популярной становится искусственная неоновая подсветка, ведь самую простую комнату она превращает в необычное место. Решение окажется вполне нормальным для арочных конструкций. Под эко-стиль добавляют вьющиеся растения, причем лучше делать арку с открытыми стойками, чтобы обвить их стеблями. Самой выразительной окажется фигурная арка с прорезями. Так создают абстрактные сочетания, которые, однако, придется долго выбирать: при неудачном решении обстановка может стать нелепой.
Потресканное или сломанное перекрытие над дверью можно превратить в арочную дугу или подобие декоративного антаблемента. Если проблема большая, и она приходится на середину стены, то добавление арочного проема почти до самого потолка будет оправданным. Нестандартные арки нередко появляются на фоне существенных недостатков стен, которые проще устранить с помощью арки, а не слоями разных материалов. Вентиляционные трубы и старые балки портят дизайн, поэтому их часто обшивают материалами вроде гипсокартона. Проем со сводом как раз таки подчеркнет покрытый объект, превратив все это в осмысленную композицию. Лишние стыки и прочие дефекты самих арок скрывают с помощью декоративных замков. Бывает и такое, что рама дверей имеет серьезную кривизну. Дверную коробку можно разобрать, и вместо нее — сделать портал.
Арочные конструкции хорошо маскируют проблему неодинаковой высоты у стены.
Если проем находится в толстой стене, то рядом с ним можно организовать несколько ниш для практического использования. Для начала понадобится уточнить, является ли стена несущей. Если да — то получить информацию об ограничениях, а если нет — определить, насколько она прочная. Если данные положительные, то в поверхностях организовывают каскад из небольших окон — для лучшего освещения, вентиляции и хранения вещей. В нишах, будь то глухих или сквозных ставят часто используемые предметы. В частных домах сами арочные проходы иногда достигают 3-метровой толщины, и там не станет лишним маленький диванчик и пуфы. В порталах рядом с кухней устанавливают стойки с полками. В тесных квартирах-студиях между гостиной и кухонным помещением делают арки с узким проходом и столешницей. Сводчатые проемы без дверей — место для дополнительного искусственного освещения.
Основные этапы:
Сначала вырезаем П-образные металлические направляющие и монтируем их в проем. Устанавливаем 2 этих профиля в верхней части. Если стены деревянные — используем саморезы не короче 5 см, а шаг между ними выдерживаем на уровне 10—12 см. Размер профилей подбираем с учетом показателей ГКЛ-листа (гипсокартонного). На листах вырезаем дуги и крепим первый к проему электрическим шуруповертом. Толщине материала в 12,5 мм соответствуют саморезы по 35 мм. Далее закрепляем второй лист и к обоим фрагментам гипсокартона вырезаем по одному металлическому профилю. Придаем ровным планкам из металла изогнутую форму — с помощью множества мелких надрезов. Крепим их к нижним концам установленных в самом начале направляющих профилей. Потом вырезаем из неиспользуемого гипсокартона прямоугольный лист и делаем его гибким с помощью насечек, предварительно смочив материал. После этого формируем еще одну, такую же деталь. Монтируем самодельные элементы на гипсокартонные фрагменты в дуге проема. После этого остается отделать бока и придать конструкции окончательный вид.
Исторически сложилось, что своды были одними из самых «геометрических» элементов архитектуры. Абсолютного пика архитектурная мысль достигла во времена готической архитектуры. Арки напоминали произведения искусства. В Риме и даже в Древнем Египте тоже были интересные формы. В наши дни люди пытаются улучшить интерьер своих домов с помощью тех же сводчатых конструкций. Выделяют характерные виды проемов, начиная от классики, эллипса и заканчивая трапецией, полуаркой и порталом. Комнатные арки улучшают эстетику и помогают в планировке пространства. Варианты с дверями при этом решают вопрос изоляции помещения от внешней среды. Арочные проемы возводят из гипсокартона, дерева или камня. В модных стилях современности при отделке используют технологические материалы, а вот для консервативных течений понадобится красивый декор. Помимо внешней красоты, арка полезна тем, что качественно выполняет опорную функцию.