Без декоративного оформления кухня кажется пустоватой. Опытные хозяйки знают это и пытаются добавить в нее что-то интересное и яркое. Для детей занятие покажется увлекательным, но взрослым придется взвешивать «за» и «против» насчет каждого объекта декора. Задача обычно состоит в том, чтобы не испортить готовый дизайн, не перегрузить его и не сделать того, что быстро станет лишним по причине несоответствия стилистике. Если речь идет о создании поделок для кухни своими руками, то в этом смысле ситуация простая. Достаточно сделать что-то красивое, компактное и актуальное по отношению к современному стилю или доминирующему на кухне. Магазинный декор нередко переносят в другое место или выбрасывают. Каждый из вариантов домашнего изготовления совершенствовался, и теперь обывателям доступны креативные идеи, которые можно подстраивать под свое жилье. Пошаговые мастер-классы содержат советы на все случаи жизни.
Содержание
Помимо дизайнерского аспекта, который гласит, что поделки следует покупать в стилевом согласии с обстановкой, есть также четкие требования к размещаемым предметам. На кухне используют только экологически чистый декор с устойчивостью к внешним факторам или обработкой, придающей такие свойства. На кухне все изделия подвергаются влиянию температурных контрастов, воздействию влаги, пара. На них попадают капли жира. Следует понимать, что много поделок на кухне не поместится, и что не должна пострадать та отделка, которая уже есть. Наиболее подходящие места для размещения декора — это кухонный стол, свободная стена, подоконник и фасады гарнитура. Наклейками можно оформить практически любые поверхности, росписью — большинство из них. А вот привинчивать отдельные детали к мебели и стенам или нет — вопрос более сложный. Каким бы ни был декор, для него важна долговечность и способность легко очищаться.
Главные плюсы:
Для кухонного интерьера характерна большая загруженность поверхностей. Открытые системы хранения выполняют украшающую функцию: приборы, посуда и другие кухонные принадлежности попадают под обозрение, так что их стилистику следует согласовывать. А вот следовать интерьерному оформлению необязательно. На любой кухне адекватно смотрятся поделки в стилях прованс, греческом, модерн, викторианском, барокко. Греческий стиль — это глиняные предметы, дерево, меандры и узоры, мифологические рисунки, цветы. На поделках в такой стилистике присутствуют перечисленные мотивы. Провинциальная стилистика выражается в старомодном дизайне, присутствии керамики, выбеленных тонах, рисунках от руки. Барокко, модерн и викторианский стиль похожи из-за своей тяги к дорогому убранству. Поделки выполняют из ценных пород дерева, добавляют резьбу, камни, позолоту. Для барочной стилистики характерно выполнение в светлых тонах. Гамма викторианского и модернистского направлений — намного темнее.
Самым удобным вариантом хранения считают коробки. Они вместительны и при этом компактны, их удобно складывать друг на друга. Самодельные лотки из листов фанеры и текстиля не уступают в эргономичности, так как хорошо упорядочивают предметы по категориям. Еще несколько вариантов для хранения появятся благодаря контейнерам и корзинкам. Изделия плетут из любых материалов, по простым схемам и в сжатые сроки. Хозяйки не только плетут, но и шьют. Так они делают карманы для овощей и фруктов. Старые сумки они превращают во что угодно, не только в места под хранения, но и горшки, декор. Из веревок делают подвесные системы хранения, корзинки, чехлы для бутылок. В свою очередь, емкости, а также баночки переделывают в перечницы, солонки и т. п. Из них собирают также ячейковые системы хранения. Баночки прикрепляют вертикально, горизонтально и даже верх ногами с закрытыми крышками.
Понадобится лист фанеры по размеру кухонного ящика и по длине столовых приборов, толщиной от 5 до 10 мм. Фрагмент вырезаем из заготовки: так, чтобы тот соответствовал параметрам мебели. На полученную фигуру кладем кухонные принадлежности: по отдельности ложки, вилки и т. д. Определяем удобные границы для блоков и оставляем на каждую из них 10 мм. По линиям потом разместим бортики. Для резки фрагмента-основания используем канцелярский нож (если толщина листа — около 5 мм). Более толстую заготовку для бортов режем циркулярной пилкой. Перегородки и внешние края «ставим» на клей-момент. В торцы загоняем тонкие гвозди. В четырех внутренних углах по периметру устанавливаем столбики — для укрепления и декоративной нагрузки. Подойдут закругленные детали с параметрами 60x10x10 мм. После поклейки последнего элемента понадобится ждать еще час, прежде чем использовать органайзер.
Корзинки делают из лозы, шпагата, шпона, веревок и бумаги. Плетенку из шпона, к примеру, собирают шахматным методом. Материал предварительно вымачивают в воде комнатной температуры. Мокрый шпон подвешивают для сушки. Когда влага полностью исчезнет, материал режут на полосы по 1 или 2 см, примерно одинаковые. При этом легкая небрежность, несоответствие по ширине и слегка волнистые края поспособствуют эстетике изделия. Первую половину полос кладут на стол и фиксируют клейкой лентой. После этого вплетают поперечные отрезки — по одному. Все парные под три продольные, а непарные — под четыре — или же наоборот. Когда у плетеной фигуры появляются очертания квадрата, ее начинают загибать. В этот момент проверяют изгиб на каждую из сторон. Скорее всего, на одной из них будет больше визуальных дефектов, и ее лучше скрыть. Полосы загибают таким образом, чтобы они удерживали вертикальное положение. Потом в стенки вплетают оставшиеся полосы, а уже вплетенные торчащие фрагменты аккуратно заворачивают.
Из обычной стеклянной тары и крышек с прорезями делают емкости для специй. Приправы иногда хранят и в открытых банках. Из сырья делают оригинальные самоделки, и для этого понадобятся минимальные навыки рисования. Первым делом моем стеклянную поверхность. Потом протираем ее спиртом и наносим краски: на открытое стекло или по формам на трафарете. Во втором случае фон будет пустым, но его можно дорисовать медленными выверенными движениями. Самые красивые рисунки делают витражными красками. Другой вариант украшения предусматривает поклейку ленты. Вначале измеряем нужное количество полоски, обмотав ею баночку. Отрезаем нужный кусок, и делим на отрезки по окружности банки. Смазываем внутреннюю сторону полосочек клеем ПВА. Приклеиваем их поочередно к стеклу и аккуратно разглаживаем. Края каждого отдельного фрагмента соединяем внахлест. Покрытие декорируем блестками или небольшим рисунком.
Что-то подобное на вертикальные системы с карманами для цветов используют и для хранения овощей и фруктов. Цветные хранилища выглядят современно и стильно, а прозрачные — более практичные. Продукты держат также в экомешочках и экосумочках. Для томатов делают непромокаемые герметичные мешки. Грязные овощи вроде моркови хранят в карманах из плащевки. Для бобовых обычно выбирают хлопчатобумажные. Огурцы, капусту и прочее кладут в изделия из подкладок, тюлей, органзы, фатина, шифона, спортивной сетки. Первым делом определяют размер карманов и готовят выкройку. После вырезают детали в нужном количестве и соединяют боковые срезы двойным швом. Прямоугольники складывают, а боковые швы приметают или скалывают. Их стачают за 0,3—0,4 мм от срезов. С одной из сторон до верха не доходят и оставляют 3 см запаса. После этого строчат мешочек и обрабатывают кулиску.
Правильные практические приспособления и украшения для кухни соответствуют критериям гигиеничности, легкости в уходе, влагостойкости, не лишены возможности чистки. Классический декор, часы делают из разрисованной бумаги, картона или железных тарелок с приборами. На стены крепят подносы и расписные тарелки: собирая геометрическую фигуру, ряды или волны. Посуду иногда размещают на подставках. Горизонтальные поверхности обустраивают также полочками. Декоративные варианты делают из реек, на которые кладут бутылки, и за которые цепляют кружки и ведерца. Грифельная доска понравится любителям художественных техник и оригинального дизайна. Оформление развивают, добавляя магнитные доски и ленты. Жильцы также прибегают к использованию росписи, наклеек, стеклянных колб и панно. Не меньшей популярностью пользуются картины, принты и фотообои в жанре пейзажа и натюрморта.
Декор не должен занимать все стены, на кухне важно оставить светлые участки!
Изобретательные хозяйки придумали оригинальные варианты. К примеру, обычную вилку можно согнуть и прибить к стене, а некоторые зубцы — сложить, как пальцы. Для размещения полотенец используют планки с креплением на петлях, самодельные резные доски с крючками. Помимо этого, стены оформляют кольцами на все тех же петлях и даже штангами с потолочным креплением. Среди нестандартных идей стоит отметить обычные вешалки. В качестве материала применяют старые ремни, деревянные планки. Главную часть держателя приклеивают к петлям, чтобы она не ходила влево-вправо, причем такое крепление необходимо и для колец. При этом все варианты на гвоздях портят настенное покрытие, поэтому более гибким решением станут держатели на присосках. Выходом из ситуации будет также потолочное крепление, с размещением полотенец на уровне рук.
Техники росписи:
Первый способ предусматривает нанесение контуров с помощью отдельных точек, благодаря чему появляется эффект чеканки, вышивки бисером или инкрустации камнями. Для последующего применения тарелок по прямому назначению нужно использовать краски с подписью dishwasher resistant или dishwasher ability. Вторая техника означает роспись по готовому трафарету или по нарисованному на компьютере и распечатанному, с последующей подготовкой канцелярским ножом. Для художественного метода нужны кисти разных размеров и форм, акриловые краски под керамические и стеклянные поверхности или витражные. Разные цвета смешивают, активно играя с полутонами. Маркерами создают графические и детализированные рисунки. Фломастерами рисуют стильные линии, ровные и кривые, начиная от более общего и идя к подробному. Посуду можно разрисовать и украшать под растения, гжель, на новогоднюю и сказочную тематики.
Виды полок:
Для создания подвесных этажерок понадобятся доски с четырьмя отверстиями в каждой и веревки. Полки для специй вырезают из 3-х деталей, и потом склеивают и зажимают струбцинами. Оригинальные полки из банок собирают с помощью колец-фиксаторов (хомутов) и клея. Угловые полочки чаще всего бывают парящими (летающими), потому что крепления на них скрыты. Настенные многоуровневые варианты делают обычными и узкими. Во втором случае в качестве материала применяют кабель-каналы. Сборка классических настенных систем включает резку деталей, создание пазов, оклейку внешних торцов лентами шпона, крепление на метизы и обработку покрытия морилкой, если использовалось дерево. Самые нестандартные полочки получают с добавлением люминесцентных пигментов и эпоксидных смол. Напольные уровни, в свою очередь, больше похожи на столы, однако они имеют небольшую глубину и примыкают к стене.
Из круп, семечек, орехов, зерен кофе и даже из кокосовой стружки создают композиции. Их предварительно рисуют, а потом отдельные фрагменты наполняют разным по фактуре содержимым. Мозаичные панно для стен и фартука — результат длительной работы с подбором цветов и оттенков. Обычные квадратные аппликации складывают с периметром из крупных частиц, округлым рисунком по центру и фоном из мелкой крупы. Фрагменты фиксируют клеевым пистолетом, теоретически клеем «момент», но тогда получится очень долго и не так надежно. Плотные композиции мастерят с применением красок в один тон. Пробелы с пигментами будут незаметными. Готовые поделки лакируют. Из кофейных зерен получают красивые фигурки животных. Поделки наносят на стены, ткани, декоративные салфетки из бумаги и текстиля. Перед основным этапом создают тренировочную формочку в виде животного: рисуют или вырезают.
Создание таких поделок заинтересует домохозяек. Оформление тканями — логическое продолжение общего дизайна: важно соответствие цвету и фактуре занавесок, а также отделки из текстиля. Старые ткани и фрагменты материй, одежды превращают в прихватки, чехлы и куклы на чайники, карманы, скатерти и тканевые салфетки. Мебель одевают в чехлы, на стулья кладут подушки для сидения. Из текстиля шьют корзинки для хлеба и фигурки животных под хранение небольших продуктов. На стены вешают картины из текстиля на любую тематику. Обстановку можно обыграть, например, создать различные натюрморты из фруктов, овощей или блюд. Кухонную утварь иногда складывают в мягкие карманы. Подоконники украшают вазонами в виде самодельных композиций из органзы. На кухне прекрасно выглядят и гармонично сливаются с обстановкой легкие тканевые светильники.
Кухонные варежки делают из натуральных тканей с добавлением наполнителя вроде фетра, ватина, синтепона или драпа. У синтепона высокая теплопроводность, поэтому выбор лучше остановить на остальных материалах, и чем плотнее будет конкретный образец, тем лучше. Рюши, аппликации и вышивки украсят готовое изделие. Самих способов шитья много, но суть сводится к использованию 4 фрагментов ткани и 2 кусков наполнителя. Сначала делаем выкройку: кладем ладонь на бумагу (или сразу на ткань), и с расстоянием в 2,5—4 см от пальцев рисуем контуры прихватки. Потом вырезаем 2 подкладки и столько же фрагментов лицевой ткани. Для изнаночной стороны выбираем ткань помягче, а для лицевой — более плотную и разрисованную. Из наполнителя вырезаем куски такой же формы. Создаем трехслойные детали с набивкой внутри и строчим края с припуском в 5—7 мм. Затем сшиваем их, удаляем торчащую ткань и выворачиваем изделие. В конце делаем украшающий кант.
Первым делом выбираем материал и замеряем чайник. Для двух примерно одинаковых по размеру резервуаров подойдет один чехол по размерам большей емкости. Первая мерка — это расстояние от выпуклости на крышке до нижней части дна. Второй параметр, диаметр измеряем от носика до основания ручки (если она на задней части). После этого рисуем прямоугольник по обеим меркам, где первая — X, а вторая — Y. Его стороны должны равняться: Х / 2 + 2 x 1,5 + 2 и Y / 2 + 2 x 1,5 + 2 (см). Два верхних угла не выкройке скругляем, а всего фрагментов понадобится 2. Сразу делаем петельку, которую потом закрепим в шве. Можно использовать и готовую тесьму. Вырезанные прямоугольники складываем изнаночной стороной наружу, после чего вставляем петлю и сшиваем по закругленной стороне. Соответствующие по размерам детали выкраиваем из набивки — всего две.
Понадобятся:
Всего нужно 3 фрагмента: карман размером 13x17 см, подложка со сгибом, 13x53 см, и кусок флизелина — 13x53 см. Припуски отмечаем мелом. На изнаночной стороне прикладываем флизелин и утюжим. На детали кармана оформляем отворот. Делаем сантиметровый припуск на изнаночную часть, приметываем или прикалываем булавками, разглаживаем. Отворачиваем запас 1,5 см наизнанку и делаем то же самое, после чего строчим рядом с отворотом. Припуск под нижний противоположный шов заглаживаем, тоже наизнанку. Дальше утюжим припуски подложки. Размечаем середины деталей, где будет шов-разделитель. Декорированный вышивкой карман кладем на лицевую часть подложки, прикладывая припуски и середины фрагментов. Припуск кармана загибаем поверх подложки, прикалываем булавками. Затем прослойку складываем вдвое, лицом внутрь. Прикрываем таким образом карман и совмещаем края. После этого строчим детали — поделка готова.
Для стульев изготавливают 3 вида накидок: на спинку, сидушки и сплошные. Для кухни будут лучше накидки с резинкой, даже для стульчиков со спинкой. Основную ткань можно сшить из гобелена или лоскутов, а наполнитель выбрать поролоновый. Для изготовления сидушки потребуются линейка, булавки, швейная машинка, мел, текстильная резинка, прочные нитки и сама ткань. Подкладку делают из мягкой материи, повторяющей форму стульчика. Толщину слоя наполнителя подбирают в зависимости от наличия спинки. Если ее нет — нужно 3—4 см, а для вариантов со спинкой — 6—7. Другие показатели приведут к тому, что сидеть станет некомфортно, или же подушка будет сдвигаться. Кроме поролона, подойдут также войлок и синтепон. Шитье из отдельных квадратных фрагментов, каждый из которых будет наполнен набивкой, займет больше времени, но и уровень комфорта окажется намного выше.
Из срубов делают полезные вещи вроде разделочных досок, подстаканников и подсвечников. Также собирают различные композиции — объемные из пеньков, длинных фрагментов и плоские из тонких спилов. Большое круглое панно украсит пустующую стену. Объемные изделия на сказочную тематику собирают из множества разнообразных фрагментов. Более крупные массивы переделывают в декоративные столешницы и сиденья. Мастера превращают материал с широким диаметром в подставки под большие блюда, настенные часы. Всего одной более-менее прочной ветки хватит, чтобы смастерить этажерку на 3—4 спила. Срубы до 4 см в ширину можно сложить во что-то похожее по размеру на горшок. Всего несколько часов работы с клеевым пистолетом, и на кухонном подоконнике можно будет поставить ряд из вазонов. Из спилов чаще всего делают подстаканники.
Выбирают спилы с минимальным количеством дефектов. Обработанных вариантов с синтетическими клеевыми веществами избегают. Породы дерева подходят любые, но следует помнить, что береза, ель и сосна портятся относительно быстро. Для древесины важна сухость по всему материалу, целостность структуры. Подбирают срезы без сучков, рыхлых участков, трещин, без крупных сколов. По запаху определяют, нет ли в сырье технического масла или бензина. Если разделочная доска будет использоваться для обработки мяса, то спил выбирают потолще. В ходе работ по контуру из чертежа вырезают нужную фигуру. Саму схему распечатывают или рисуют от руки. Разделочную доску получают с использованием лобзика, дисковой пилы, фрезера, строгального и фуговального станков. Грани обрабатывают шлифовальной машиной, наждачкой и напильником.
Их делают из тонких срезов: отдельных для стаканов, и соединенных по несколько для кастрюль и чайников. Чтобы смастерить качественный подстаканник, нужно обзавестись водонепроницаемым герметиком, наждачной бумагой, пилой, лентой, шариковой ручкой, карандашом, копиркой, кисточками, белой и цветными красками. Изделие готовим по шаблону. Через копирку картинку переносим на дерево. Расписываем поделку красками, и когда верхний слой высохнет — покрываем герметиком. Рисунок подбираем либо абстрактный, либо каким-то образом подчеркиваем природную структуру дерева, например, добавляем асимметричные кольца с кривизной. Подстаканник можно сделать размером с тарелку, чтобы размещать там сразу несколько кружек, посуду, сковородки и другие принадлежности. При этом используем несколько маленьких спилов или обрабатываем один большой. Если применяем маленькие, то в таком случае придаем любую форму: от простого сложения всех фрагментов до правильной квадратной с обрезанными краями.
Сам по себе спил уже готов для того, чтобы стать основой подсвечника. Речь идет о срезах более 10 см в высоту. В них проделывают отверстия, в которые вставляют свечи по размеру. При этом выдерживают запас около 2 см от верха или, напротив, делают возвышение над спилом — от этого и зависит декоративный эффект. Сервировочные элементы изготавливают в том числе из магазинных вариантов. В лавках с авторским хендмейдом продают качественные срубы без трещинок и сколов. Они уже просушены и отшлифованы. Остается только выбрать высоту, диаметр и породу дерева, возможно подобрать еще бревен для создания большой композиции. В приобретенном срезе делают ячейку для свечи — дрелью со сверлом Форстнера либо любым другим, способным прорезать глухое или сквозное отверстие большого диаметра. Среди таких наконечников могут быть:
Материал для подсвечников нужно обработать огнеупорным составом!
Всего за пару свободных дней кухню можно изменить до неузнаваемости. Вариантов декора становится все больше и больше, но основная часть из них тяготеет к десятку ключевых направлений. Для кухни — это модерн, классика, барокко, греческий стиль, прованс, лофт и хай-тек, и др. Их черты тонко передают кухонные аксессуары и декор. Хозяевам следует сконцентрироваться на 4-х путях отделки. Во-первых — это модули для хранения продуктов и разных принадлежностей — ключевой аспект в наведении порядка и организации пространства. Потом следует заняться стенами. Если есть смысл в том, чтобы их заполнить полками или украшениями, то места можно не жалеть. Внимание уделяют также подбору и созданию текстильных изделий, использованию дерева в интерьере. Из подручных материалов делают чехлы, прихватки, сидушки и карманы для приборов. Спилы дерева применяют как сырье для кухонных досок, подстаканников и подсвечников.