Дом-легенда: павильон Ле Корбюзье - «Строительство»
Расположенный в Цюрихе павильон Ле Корбюзье — его последняя работа и единственное построенное им здание в немецкой части Швейцарии. Впрочем, примечателен он не только этим.
Последнее творение Ле Корбюзье стоит недалеко от Цюрихского озера – рядом оживленная набережная и череда буржуазных особняков, спрятанных за заборами и живыми изгородями. Маленький яркий домик смотрится здесь как чужой среди своих. Архитектор спроектировал это здание для дизайнера и меценатки Хайди Вебер в начале 1960-х годов. В первом варианте предполагалось строить из бетона, но итоговый проект не имеет ничего общего с брутализмом, которым архитектор увлекся в конце жизни.
“Это будет самый смелый из моих проектов”, – писал он тогдашнему директору музея Гуггенхайма Джеймсу Джонсону Суини. И не обманул: за десять лет до Центра Помпиду швейцарский архитектор тоже вывернул дом наизнанку – павильон собран из двадцати тысяч деталей, которые крепятся на винтах, а его каркас и коммуникации выставлены на обозрение; трубы отопления выкрашены в красный цвет, электроразводка – в голубой, водопровод – в синий.
Вебер заказывала Ле Корбюзье здание под выставочный зал, но оно мало чем отличается от жилого дома. В нем, например, есть кухня. Еще несколько лет назад экскурсанты могли наблюдать, как уже пожилая Вебер в белоснежных штанах и с ключом от спорткара на пальце наводит лоск на металлические поверхности. И хотя фасад здания напоминает абстрактное полотно, внутри все вполне уютно.
Встроенная мебель и межкомнатные перегородки облицованы дубовым шпоном, а через огромные окна в дом стучится природа. Цветовая палитра – приглушенная, а округлая форма дверей вызывает в памяти корабельные интерьеры: в 1920-е годы тогда еще молодой Ле Корбюзье во время путешествия в Южную Америку влюбился в певицу Жозефину Бейкер, а заодно и в морскую эстетику, причем второе чувство явно оказалось прочнее.
«Все возвращается в море», – говорится в стихотворении, которое архитектор написал незадолго до того, как его жизнь неожиданно оборвалась в водах Средиземного моря. По иронии судьбы на побережье его отправил врач, чтобы поправить здоровье. Строительство дома закончилось лишь через два года после его смерти, но в точном соответствии с оставленными чертежами.
С 2014 года здание, которое до этого находилось в частных руках, перешло под патронат города, а затем начались судебные процессы – Хайди Вебер была недовольна тем, что дом переименовали в павильон, а заодно убрали из названия ее имя. Но, как говорится, все это пустяки в сравнении с вечностью. Сейчас дом на реставрации, но уже весной первые посетители смогут подняться по открытой бетонной лестнице на спрятанную под широкими навесами крышу, откуда открываются виды на Цюрихское озеро, и представить себя пассажирами океанского лайнера. Возможно, именно так это и задумывал великий архитектор.
Расположенный в Цюрихе павильон Ле Корбюзье — его последняя работа и единственное построенное им здание в немецкой части Швейцарии. Впрочем, примечателен он не только этим. Последнее творение Ле Корбюзье стоит недалеко от Цюрихского озера – рядом оживленная набережная и череда буржуазных особняков, спрятанных за заборами и живыми изгородями. Маленький яркий домик смотрится здесь как чужой среди своих. Архитектор спроектировал это здание для дизайнера и меценатки Хайди Вебер в начале 1960-х годов. В первом варианте предполагалось строить из бетона, но итоговый проект не имеет ничего общего с брутализмом, которым архитектор увлекся в конце жизни. “Это будет самый смелый из моих проектов”, – писал он тогдашнему директору музея Гуггенхайма Джеймсу Джонсону Суини. И не обманул: за десять лет до Центра Помпиду швейцарский архитектор тоже вывернул дом наизнанку – павильон собран из двадцати тысяч деталей, которые крепятся на винтах, а его каркас и коммуникации выставлены на обозрение; трубы отопления выкрашены в красный цвет, электроразводка – в голубой, водопровод – в синий. Вебер заказывала Ле Корбюзье здание под выставочный зал, но оно мало чем отличается от жилого дома. В нем, например, есть кухня. Еще несколько лет назад экскурсанты могли наблюдать, как уже пожилая Вебер в белоснежных штанах и с ключом от спорткара на пальце наводит лоск на металлические поверхности. И хотя фасад здания напоминает абстрактное полотно, внутри все вполне уютно. Встроенная мебель и межкомнатные перегородки облицованы дубовым шпоном, а через огромные окна в дом стучится природа. Цветовая палитра – приглушенная, а округлая форма дверей вызывает в памяти корабельные интерьеры: в 1920-е годы тогда еще молодой Ле Корбюзье во время путешествия в Южную Америку влюбился в певицу Жозефину Бейкер, а заодно и в морскую эстетику, причем второе чувство явно оказалось прочнее. «Все возвращается в море», – говорится в стихотворении, которое архитектор написал незадолго до того, как его жизнь неожиданно оборвалась в водах Средиземного моря. По иронии судьбы на побережье его отправил врач, чтобы поправить здоровье. Строительство дома закончилось лишь через два года после его смерти, но в точном соответствии с оставленными чертежами. С 2014 года здание, которое до этого находилось в частных руках, перешло под патронат города, а затем начались судебные процессы – Хайди Вебер была недовольна тем, что дом переименовали в павильон, а заодно убрали из названия ее имя. Но, как говорится, все это пустяки в сравнении с вечностью. Сейчас дом на реставрации, но уже весной первые посетители смогут подняться по открытой бетонной лестнице на спрятанную под широкими навесами крышу, откуда открываются виды на Цюрихское озеро, и представить себя пассажирами океанского лайнера. Возможно, именно так это и задумывал великий архитектор.