После появления первого танка на полях при Сомме в 1916 году облик войны изменился раз и навсегда. Постепенно вооруженные конфликты все больше превращались в то, что сегодня называют «война моторов». Уже во Второй мировой войне танки стали одним из важнейших элементов эффективного наступления. И, конечно же, людям пришлось придумывать что-то, что могло бы останавливать или хотя бы задерживать стальных чудовищ.
1. «Ежи»
Простое и надежное средство. |Фото: 123ru.net.
Элемент противотанковой фортификации, который знаком каждому человеку по многочисленным фильмам. Принцип действия противотанковых ежей предельно прост: оказавшись на пути танка, он приподнимает машину, заставляя ее застрять. Танк становится фактически беспомощным и превращается в легкую мишень для противотанковой артиллерии. Само собой, опасаясь застревания на еже, танкисты просто не поедут на них. Освободиться из ловушки танк может чаще всего и сам, но на это уходит немало времени. Единственный недостаток ежа в том, что его нельзя ставить на мягкий грунт, помещаются они строго на твердую поверхность.
2. Надолбы
Противотанковые надолбы из стальных рельс. |Фото: mag.shkolamoskva.ru.
Противотанковые надолбы бывают разных видов: деревянные, металлические (из рельса), бетонные и даже гранитные! Однако, суть фортификации от материала не меняется. По сути, это вкопанная в землю на 2.5-3 метра длинная штуковина, торчащая из земли вверх на 70-100 см. Смысл тот же, что и у ежей – приподнять танк, лишив его сцепления с землей. В СССР надолбы применялись до 1942 года. Из недостатков данной фортификации обязательно следует выделить трудоемкость возведения и отсутствие возможности переноса.
3. Противотанковый ров
Жители Москвы мобилизованные на возведение рвов. |Фото: books.e-libra.net.
Просто яма с размерами достаточными для того, чтобы танк не мог ее преодолеть. Лучше подтверждение тезиса о том, что все гениальное – просто. Придуманы рвы были еще в годы Первой мировой войны и используются в войнах по сей день. Ширина такого рва должна примерно соответствовать длине вражеского танка. В этом случае последний не сможет преодолеть фортификацию самостоятельно.
4. Контрэскарпный ров
Ров для переворачивания. |Фото: linur2.livejournal.com.
Не просто противотанковая фортификация, а еще и ловушка! В отличие от каких-нибудь надолбов и ежей контрэскарпный ров скорее всего будет незаметен для танкового экипажа. Все потому, что делается он на обратных склонах холмов и нередко маскируется под неровности грунта. Решив съехать с «подрезанного» холма, вражеский танк с высокой долей вероятности или получит серьезные повреждения ходовой части, или даже перевернется.
5. «Могилка»
Танк легко застревал. ¦Фото: ya.ru.
Еще одна разновидность противотанковой ловушки. Фортификация с ласковым названием «могилка» представляет собой две параллельные траншеи, расположенные друг от друга на расстоянии, соответствующем ширине днища танка. Длина каждой такой траншеи составляла 3-4 метра. Как правило «Могилки» старались заполнять водой. Когда танк наезжал на такую, то проваливался гусеницами и садился на «пузо». Для того, чтобы выбраться из «могилки» уходило немало времени. А иногда сделать это без помощи тягача уже было невозможно. А вот интересное видео с нашего канала: Если хочется узнать еще больше интересного, то стоит почитать про ИС-2 против «Пантеры»: как показали себя остатки немецких танковых кулаков в битве за Берлин.
После появления первого танка на полях при Сомме в 1916 году облик войны изменился раз и навсегда. Постепенно вооруженные конфликты все больше превращались в то, что сегодня называют «война моторов». Уже во Второй мировой войне танки стали одним из важнейших элементов эффективного наступления. И, конечно же, людям пришлось придумывать что-то, что могло бы останавливать или хотя бы задерживать стальных чудовищ. 1. «Ежи» Простое и надежное средство. |Фото: 123ru.net. Элемент противотанковой фортификации, который знаком каждому человеку по многочисленным фильмам. Принцип действия противотанковых ежей предельно прост: оказавшись на пути танка, он приподнимает машину, заставляя ее застрять. Танк становится фактически беспомощным и превращается в легкую мишень для противотанковой артиллерии. Само собой, опасаясь застревания на еже, танкисты просто не поедут на них. Освободиться из ловушки танк может чаще всего и сам, но на это уходит немало времени. Единственный недостаток ежа в том, что его нельзя ставить на мягкий грунт, помещаются они строго на твердую поверхность. 2. Надолбы Противотанковые надолбы из стальных рельс. |Фото: mag.shkolamoskva.ru. Противотанковые надолбы бывают разных видов: деревянные, металлические (из рельса), бетонные и даже гранитные! Однако, суть фортификации от материала не меняется. По сути, это вкопанная в землю на 2.5-3 метра длинная штуковина, торчащая из земли вверх на 70-100 см. Смысл тот же, что и у ежей – приподнять танк, лишив его сцепления с землей. В СССР надолбы применялись до 1942 года. Из недостатков данной фортификации обязательно следует выделить трудоемкость возведения и отсутствие возможности переноса. 3. Противотанковый ров Жители Москвы мобилизованные на возведение рвов. |Фото: books.e-libra.net. Просто яма с размерами достаточными для того, чтобы танк не мог ее преодолеть. Лучше подтверждение тезиса о том, что все гениальное – просто. Придуманы рвы были еще в годы Первой мировой войны и используются в войнах по сей день. Ширина такого рва должна примерно соответствовать длине вражеского танка. В этом случае последний не сможет преодолеть фортификацию самостоятельно. 4. Контрэскарпный ров Ров для переворачивания. |Фото: linur2.livejournal.com. Не просто противотанковая фортификация, а еще и ловушка! В отличие от каких-нибудь надолбов и ежей контрэскарпный ров скорее всего будет незаметен для танкового экипажа. Все потому, что делается он на обратных склонах холмов и нередко маскируется под неровности грунта. Решив съехать с «подрезанного» холма, вражеский танк с высокой долей вероятности или получит серьезные повреждения ходовой части, или даже перевернется. 5. «Могилка» Танк легко застревал. ¦Фото: ya.ru. Еще одна разновидность противотанковой ловушки. Фортификация с ласковым названием «могилка» представляет собой две параллельные траншеи, расположенные друг от друга на расстоянии, соответствующем ширине днища танка. Длина каждой такой траншеи составляла 3-4 метра. Как правило «Могилки» старались заполнять водой. Когда танк наезжал на такую, то проваливался гусеницами и садился на «пузо». Для того, чтобы выбраться из «могилки» уходило немало времени. А иногда сделать это без помощи тягача уже было невозможно. А вот интересное видео с нашего канала: Если хочется узнать еще больше интересного, то стоит почитать про ИС-2 против «Пантеры»: как показали себя остатки немецких танковых кулаков в битве за Берлин.