Центр исполнительских искусств Тайбэя: история самого странного здания на Тайване - Архитектура и интерьер » «Дизайна интерьера»
  • Контакты Dizayn

Центр исполнительских искусств Тайбэя: история самого странного здания на Тайване - Архитектура и интерьер

2-09-2023, 00:00   Allford   Нашли ошибку?    Мы в Яндекс.Дзен




Центр исполнительских искусств Тайбэя: история самого странного здания на Тайване - Архитектура и интерьер



Хоть и с большой задержкой завершилось строительство одного из самых странных архитектурных объектов на Тайване. Речь идет о Центре исполнительских искусств Тайбэя, в котором архитекторы компании OMA (во главе сразу с двумя лауреатами Притцкеровской премии!) не занимались копированием известных проектов, а радикально переосмыслили театральный дизайн. Несмотря на то, что проект напрочь опустошил казну города, а мэр обещал задушить строителей, если не завершат проект к 2015 году, Центр открыл свои двери только в конце 2022 года. Теперь он манит к новым рубежам исполнительского искусства, неся культуру в широкие массы.

1. Предпосылки строительства Центра исполнительских искусств Тайбэя




Самое странное здание на Тайване несмотря ни на какие проблемы и преграды стало символом возрождения культуры Тайбэя (Taipei Performing Arts Center). | Фото: arup.com.

На протяжении веков театр во многих его формах был точкой соприкосновения людей из всех слоев общества, представляя благодарной (иногда и не очень публике) инсценировки исторических событий или изображая драматические, комедийные произведения на сцене, являясь главным местом зрелищ. Современники пошли дальше, переосмыслив основные принципы этой формы искусства. Сцена в любой период истории была платформой для артистов, которые несли в массы идеи, выработанные тем или иным обществом, а со временем и общечеловеческие ценности. В последние же годы, театр больше связывают с утонченностью и высокой культурой, к которой, к сожалению, стремятся не все члены сообщества, да и возможности у многих ограничены.
Чтобы исправить эту ситуацию, еще в 2008 году Департамент по делам культуры правительства города Тайбэй «в целях содействия развитию местных групп исполнительских искусств и улучшения имиджа Тайбэя как международного культурного центра», инициировала строительство Центра исполнительских искусств. Был объявлен международный конкурс, в котором приняли участие 135 проектов, но победил концепт OMA (Office for Metropolitan Architecture).


Авторы проекта взяли за основу не сюрреалистичные объекты, а традиционную китайскую головоломку, состоящую из простых геометрических фигурок. | Фото: worldconstructionnetwork.com.

Проект, разработанный международной командой архитектурной, исследовательской и дизайнерской компанией OMA (базируется в Роттердаме, Нидерланды), во главе с голландскими архитекторами Ремом Колхасом и Дэвидом Джаноттеном, лауреатами Притцкеровской премии, обещал стать звездным дополнением к городскому ландшафту Тайбэя, поскольку строительство планировалось недалеко от ночного рынка Шилинь, известного коммерческого района в непосредственной близости от городского центра города. Разработчикам OMA, по мнению жюри, лучше всего удалось интегрировать масштабную структуру культурного предназначения для всех слоев общества в крупный коммерческий район. Хотя им пришлось провести немалую работу в исследовании топологии театрального пространства, требующего особого внимания к технической составляющей, ведь любой промах мог бы оказаться роковым для такого рода структуры.

Архитекторы известной голландской компании объединили три отдельных театра в одном здании, создав причудливую архитектурную композицию (концепт OMA).

Главной целью проекта стало сохранение идентичности, основанной на всеобъемлющей связи традиций, культуры и искусства посредством архитектурных элементов, помогающих создать интригу, обеспечивающую не меньший трепет нежели само театральное действо, разворачивающееся на сцене. После тщательного анализа, специалистам OMA удалось спроектировать одну из самых странных архитектурных структур города, загадочность и яркость которой придают на удивление простые геометрические формы, а не вычурность и монументальность. «В конце XX начале XXI века появилась тенденция к проектированию заметных зданий с причудливыми формами. Архитекторам поступали заказы, обязывающие создавать все более и более странные сооружения отчего, то и дело, появлялись неординарные проекты. Мы же решили отойти от непонятных форм, решив использовать абсолютно узнаваемые и простейшие геометрические фигуры, которые и стали настоящим зрелищем», — рассказывает Рем Колхас.

Процесс реализации проекта затянулся на долгих 13 лет (Taipei Performing Arts Center, Тайвань). | Фото: theb1m.com.


Бюджет на строительство главного культурного центра Тайбэя превысили практически в два раза, что повлекло за собой банкротство компании застройщика и опустошение казны города (Taipei Performing Arts Center, Тайвань). | Фото: theb1m.com.

Интересный факт: Сложности в реализации проекта нового Центра исполнительских искусств начались сразу же после того, как проект был утвержден руководством города. Начало строительства затянулось до 2012 года, хотя к 2013 году он должен был быть открыт. В процессе реализации сверхсложной конструкции возникли проблемы в закреплении консольных частей здания, учитывая высокую сейсмическую активность местности. Резко возросли расходы, что разорило главного подрядчика. К 2015 году мэр Ко Вэнь-цзе во время инспекции строительной площадки выступил со своей печально известной угрозой (пообещал собственными руками задушить строителей, если Центр не сдадут к 2016 году), но и эти угрозы не приблизили радостный миг. Вскоре бюджет вышел за рамки оговоренного и правительство не смогло вовремя покрыть эти расходы (со 120 млн дол. до 226 миллионов). В довершение к этому разразилась пандемия, и ведущим архитекторам Рему Колхасу и Дэвиду Джаноттену пришлось достраивать свой центр искусств уже из Европы, в прямом смысле слова онлайн.

2. Дизайн асимметричного Центра исполнительских искусств Тайбэя




Taipei Performing Arts Center считается самым причудливым зданием Тайбэя (Тайвань). | Фото: worldconstructionnetwork.com.

Разрабатывая проект нового Центра исполнительских искусств Тайбэя (Taipei Performing Arts Center), специалисты OMA действительно отошли от общепризнанных канонов классического театра, впрочем, как и от новомодных форм, которые стали культовыми для современников. Они не копировали и не вдохновлялись более чем впечатляющими формами Музея современного искусства в Бильбао, спроектированного незаурядным архитектором современности Фрэнком Гери или сногсшибательным дизайном здания Сиднейской оперы Йорна Утцона.

Традиционная китайская головоломка из простых деревянных деталей вдохновила на создание удивительной конструкции многофункционального здания (Taipei Performing Arts Center, Тайвань).
Главная идея: Разработчики взяли за основу традиционную китайскую головоломку, сделанную из дерева. В результате здание культурного центра включает в себя три масштабных элемента, представляющие собой независимые, но взаимосвязанные структуры, выступающие из компактного центрального куба. Асимметричное чудо архитектуры состоит из Большого театра, рассчитанного на 1,5 тыс. мест, Многопрофильного театра, рассчитанного на 800 зрителей и Театра авансцены на 800 человек. Как отмечает Дэвид Джаноттен, соучредитель и управляющий компании OMA: «Конфигурация трех театров, «подключенных» к центральному кубу, привела к новой внутренней работе исполнительских пространств, чтобы вдохновить на невообразимые постановки. Мы довольны тем, что неординарные пространства позволяют создавать все новые и новые связи между актерами, художниками, зрителями и посетителями Центра».

Каждый театр и зоны отдыха для зрителей не только выходят да пределы куба, они имеют свое расположение и формы (Taipei Performing Arts Center, Тайвань). | Фото: stirworld.com.

Каждая из четырех вертикальных граней куба имеет собственное оформление (из-за консольно выступающих зон отдыха для зрителей). Да и сам центральный модуль полностью приподнят над землей, чтобы связать внутренние пространства на первом этаже с благоустроенной площадью, плавно вливающейся в городскую среду. Такая хитрость позволила гармонично и незаметно интегрировать «общественную петлю циркуляции», проходящую по всей структуре и ведущую на театральные пространства, чем связала кипящую жизнь на улице с особенным миром искусства внутри Центра.

Здание Центра исполнительских искусств Тайбэя гармонирует с окружением, при этом его территория органично переплетается с городской пешеходной сеткой (Тайвань). | Фото: en.wikipedia.org.

Авторы Novate.ru хотели бы отметить, что эта петля, начинаясь у входа, ведущего в фойе, охватывает все театры, закулисные зоны и производственные пространства, позволяя зрителям и широкой публике наблюдать за театральной постановкой из первых рук. Заканчивается же «публичная петля» на крыше многофункционального комплекса. Там обустроена открытая терраса с баром и сценой для выступлений в небольшом кругу, которые проводятся на открытом воздухе в хорошую погоду.


Фойе стало распределительной точкой, хотя уже здесь можно погрузиться в мир театрального закулисья (Taipei Performing Arts Center, Тайвань). | Фото: stirworld.com.

В прозрачном центральном кубе, куда попадают посетители, пройдясь в прямом смысле слово под зданием театра, находятся фойе, сцены, репетиционные залы, а также общее закулисное пространство и различные технические помещения. Здесь каждый желающий может проникнуться театральной атмосферой, прогуляться по выставочным пространствам, где представлены фотографии артистов, художников, хореографов, чей талант помогает погрузиться в другую реальность.

Динамичная форма здания вызывает ощущение, что это полноценный архитектурный ансамбль (Taipei Performing Arts Center, Тайвань).


Самой заметной структурой Центра является Театр авансцены, напоминающий гигантских размеров глобус (Taipei Performing Arts Center, Тайвань). | Фото: stirworld.com.

Несмотря на то, что многофункциональный Центр ярко выделяется на фоне делового района и каждая отдельная структура (Большой театр имеет асимметричную форму, а Многопрофильный театр спроектирован по принципу Blue Box) имеет свои особенности, главной изюминкой проекта является Театр авансцены, далеко отступающий от центрального объема. Сферическая форма театрального корпуса, сразу же получившего название «Глобус», производит самое драматическое впечатление. Модуль, подвешенный к стороне куба (крайняя точка Globe Playhouse находится в 26 метрах от него), и поддерживаемый опорами, видно издалека, он притягивает внимание даже тех, кто не привык или не имеет времени смотреть по сторонам. Сами же архитекторы описали конструкцию структуры, состоящую из внутренней и внешней оболочки, как «планету, пристыковывающуюся к кубу». Пересечение внутренней оболочки сферы с кубом позволило создать авансцену, которая приглашает к экспериментам в сценическом оформлении. Циркуляционное пространство, обеспечивающее доступ в театр, было размещено между двумя слоями структуры здания, что заставляет посетителей настроиться на нужную волну, а заодно и рассмотреть всю округу.

Мобильные пространства позволяют создавать огромные сцену, превращаясь в Супертеатр (Taipei Performing Arts Center, Тайвань). | Фото: architecturalrecord.com.

Стоит также отметить, что Большой театр (или просто «Гранд») и Многопрофильный театр (он же «Мультиформ») расположены друг напротив друга на одной горизонтали, что дает возможность объединить пространство в Супертеатр. При этом в центре образуется огромное пространство длиной 100 метров, что позволяет проводить экспериментальные театральные представления, организация которых была бы невозможна в любых других закрытых помещениях. По словам архитекторов, «новые возможности театральных конфигураций и сценических декораций вдохновляют на постановки в невообразимых и спонтанных формах».

3. Конструкционные особенности




Особенную сложность во время строительства вызвал Театр авансцены, сферическая конструкция которого отступает от основного здания на 26 метров (Taipei Performing Arts Center, Тайвань).

Из-за высокой сейсмичности Тайбэя вся структура здания изолирована от основания, чтобы ослабить передачу движений грунта в архитектурный объект, площадь которого превышает 58 тыс. кв. м. Эта хитрость позволила снизить силы, испытываемые конструкцией и отделкой, более чем на 60%, но для этого пришлось уменьшить размеры элементов конструкции и отказаться от детализации. Были установлены фрикционные маятниковые изоляторы (впервые на Тайване), являющиеся инновационным внедрением, которое решили опробовать именно на здании Центра. Структурная система нового поколения позволяет не только снизить финансовые затраты, но и придать большей устойчивости зданию, расположенному в таком ненадежном месте.

Пространство внутри ферм использовали в качестве подъемных лестниц и переходов (Taipei Performing Arts Center, Тайвань).
Помимо маятниковых изоляторов решили использовать трехмерные пространственные фермы, образующие внешние конструкции выступающих элементов, облицованных гофрированными панелями и стеклом, а также «летающие» опоры и V-образную колонну (для поддержания «Глобуса»). Учитывая габариты некоторых ферменных конструкциях, разработчики решили организовать циркуляционные пути и обслуживающие помещения между элементами ферм, чтобы не увеличивать и без того немаленькое здание. При этом использовали двойное остекление, чтобы уменьшить шум, доносящийся от городского массива, а также улучшить микроклимат в помещениях без особого ущерба для кошелька владельца.


Интерьер «Глобуса» впечатляет не меньше, чем его формы (Taipei Performing Arts Center, Тайвань).

Архитектурный проект трансформируемого театрального пространства поставил перед строителями серьезные проблемы, связанные с противопожарной техникой безопасности и вентиляцией. Множество вариаций в расположении сцен и сидений, обширная общественная зона, многоуровневость, затруднили обеспечение полного соответствия местным противопожарным правилам.


В проектировании и исследованиях использовали специальные компьютерные программы, позволяющие определить потоки воздуха при естественной вентиляции. | Фото: architecturalrecord.com.

Разработчикам пришлось прибегнуть к помощи динамического анализа моделирования пожара, чтобы создать максимально безопасные пути выхода из здания в случае возникновения пожара. Для этого распределили посадочные мечта в зрительных залах так, чтобы проходы были значительно шире и не имели непонятных поворотов или переходов.

4. Устойчивость и комфортный микроклимат Центра исполнительских искусств Тайбэя




Большой зал предусматривает ассиметричное расположение основных структурных элементов, а сцена Многопрофильного театра оформлена в стиле «черный ящик» (Taipei Performing Arts Center, Тайвань).

Компактная конструкция Центра исполнительских искусств Тайбэя обеспечивает преимущества в создании устойчивой среды, включающей энергоэффективность, самозатенение и пассивный дизайн. Чтобы обеспечить оптимальный комфорт актеров, персонал, зрителей и посетителей был проведен обширный анализ вычислительной гидродинамики, позволяющий оценить воздушный поток через зрительный зал, сценические зоны в их различных конфигурациях и переходные зоны с учетом потребности людей и скорость подачи чистого воздуха. Как оказалось, зона Супертеатра дает возможность отказаться от установки дополнительного оборудования для принудительной вентиляции, что значительно снижает энергопотребление. Так же как и грамотное расположение самого здания, установка козырьков, «умных» систем жалюзи, использование экологичных материалов помогли повысить устойчивость всего комплекса. Вышеперечисленные инновации и внедрения сделали Taipei Performing Arts Center максимально энергоэффективным сооружением.
В продолжение темы, рекомендуем заглянуть в 10 самых потрясающих театров мира, чей внешний вид и интерьеры заслуживают не меньшего внимания, нежели действо на сцене.

А вот познавательное видео нашего канала:


Хоть и с большой задержкой завершилось строительство одного из самых странных архитектурных объектов на Тайване. Речь идет о Центре исполнительских искусств Тайбэя, в котором архитекторы компании OMA (во главе сразу с двумя лауреатами Притцкеровской премии!) не занимались копированием известных проектов, а радикально переосмыслили театральный дизайн. Несмотря на то, что проект напрочь опустошил казну города, а мэр обещал задушить строителей, если не завершат проект к 2015 году, Центр открыл свои двери только в конце 2022 года. Теперь он манит к новым рубежам исполнительского искусства, неся культуру в широкие массы. 1. Предпосылки строительства Центра исполнительских искусств Тайбэя Самое странное здание на Тайване несмотря ни на какие проблемы и преграды стало символом возрождения культуры Тайбэя (Taipei Performing Arts Center). | Фото: arup.com. На протяжении веков театр во многих его формах был точкой соприкосновения людей из всех слоев общества, представляя благодарной (иногда и не очень публике) инсценировки исторических событий или изображая драматические, комедийные произведения на сцене, являясь главным местом зрелищ. Современники пошли дальше, переосмыслив основные принципы этой формы искусства. Сцена в любой период истории была платформой для артистов, которые несли в массы идеи, выработанные тем или иным обществом, а со временем и общечеловеческие ценности. В последние же годы, театр больше связывают с утонченностью и высокой культурой, к которой, к сожалению, стремятся не все члены сообщества, да и возможности у многих ограничены. Чтобы исправить эту ситуацию, еще в 2008 году Департамент по делам культуры правительства города Тайбэй «в целях содействия развитию местных групп исполнительских искусств и улучшения имиджа Тайбэя как международного культурного центра», инициировала строительство Центра исполнительских искусств. Был объявлен международный конкурс, в котором приняли участие 135 проектов, но победил концепт OMA (Office for Metropolitan Architecture). Авторы проекта взяли за основу не сюрреалистичные объекты, а традиционную китайскую головоломку, состоящую из простых геометрических фигурок. | Фото: worldconstructionnetwork.com. Проект, разработанный международной командой архитектурной, исследовательской и дизайнерской компанией OMA (базируется в Роттердаме, Нидерланды), во главе с голландскими архитекторами Ремом Колхасом и Дэвидом Джаноттеном, лауреатами Притцкеровской премии, обещал стать звездным дополнением к городскому ландшафту Тайбэя, поскольку строительство планировалось недалеко от ночного рынка Шилинь, известного коммерческого района в непосредственной близости от городского центра города. Разработчикам OMA, по мнению жюри, лучше всего удалось интегрировать масштабную структуру культурного предназначения для всех слоев общества в крупный коммерческий район. Хотя им пришлось провести немалую работу в исследовании топологии театрального пространства, требующего особого внимания к технической составляющей, ведь любой промах мог бы оказаться роковым для такого рода структуры. Архитекторы известной голландской компании объединили три отдельных театра в одном здании, создав причудливую архитектурную композицию (концепт OMA). Главной целью проекта стало сохранение идентичности, основанной на всеобъемлющей связи традиций, культуры и искусства посредством архитектурных элементов, помогающих создать интригу, обеспечивающую не меньший трепет нежели само театральное действо, разворачивающееся на сцене. После тщательного анализа, специалистам OMA удалось спроектировать одну из самых странных архитектурных структур города, загадочность и яркость которой придают на удивление простые геометрические формы, а не вычурность и монументальность. «В конце XX начале XXI века появилась тенденция к проектированию заметных зданий с причудливыми формами. Архитекторам поступали заказы, обязывающие создавать все более и более странные сооружения отчего, то и дело, появлялись неординарные проекты. Мы же решили отойти от непонятных форм, решив использовать абсолютно узнаваемые и простейшие геометрические фигуры, которые и стали настоящим зрелищем», — рассказывает Рем Колхас. Процесс реализации проекта затянулся на долгих 13 лет (Taipei Performing Arts Center, Тайвань). | Фото: theb1m.com. Бюджет на строительство главного культурного центра Тайбэя превысили практически в два раза, что повлекло за собой банкротство компании застройщика и опустошение казны города (Taipei Performing Arts Center, Тайвань). | Фото: theb1m.com. Интересный факт: Сложности в реализации проекта нового Центра исполнительских искусств начались сразу же после того, как проект был утвержден руководством города. Начало строительства затянулось до 2012 года, хотя к 2013 году он должен был быть открыт. В процессе реализации сверхсложной конструкции возникли проблемы в закреплении консольных частей здания, учитывая высокую сейсмическую активность местности. Резко возросли расходы, что разорило главного подрядчика. К 2015 году мэр Ко Вэнь-цзе во время инспекции строительной площадки выступил со своей печально известной угрозой (пообещал собственными руками задушить строителей, если Центр не сдадут к 2016 году), но и эти угрозы не приблизили радостный миг. Вскоре бюджет вышел за рамки оговоренного и правительство не смогло вовремя покрыть эти расходы (со 120 млн дол. до 226 миллионов). В довершение к этому разразилась пандемия, и ведущим архитекторам Рему Колхасу и Дэвиду Джаноттену пришлось достраивать свой центр искусств уже из Европы, в прямом смысле слова онлайн. 2. Дизайн асимметричного Центра исполнительских искусств Тайбэя Taipei Performing Arts Center считается самым причудливым зданием Тайбэя (Тайвань). | Фото: worldconstructionnetwork.com. Разрабатывая проект нового Центра исполнительских искусств Тайбэя (Taipei Performing Arts Center), специалисты OMA действительно отошли от общепризнанных канонов классического театра, впрочем, как и от новомодных форм, которые стали культовыми для современников. Они не копировали и не вдохновлялись более чем впечатляющими формами Музея современного искусства в Бильбао, спроектированного незаурядным архитектором современности Фрэнком Гери или сногсшибательным дизайном здания Сиднейской оперы Йорна Утцона. Традиционная китайская головоломка из простых деревянных деталей вдохновила на создание удивительной конструкции многофункционального здания (Taipei Performing Arts Center, Тайвань). Главная идея: Разработчики взяли за основу традиционную китайскую головоломку, сделанную из дерева. В результате здание культурного центра включает в себя три масштабных элемента, представляющие собой независимые, но взаимосвязанные структуры, выступающие из компактного центрального куба. Асимметричное чудо архитектуры состоит из Большого театра, рассчитанного на 1,5 тыс. мест, Многопрофильного театра, рассчитанного на 800 зрителей и Театра авансцены на 800 человек. Как отмечает Дэвид Джаноттен, соучредитель и управляющий компании OMA: «Конфигурация трех театров, «подключенных» к центральному кубу, привела к новой внутренней работе исполнительских пространств, чтобы вдохновить на невообразимые постановки. Мы довольны тем, что неординарные пространства позволяют создавать все новые и новые связи между актерами, художниками, зрителями и посетителями Центра». Каждый театр и зоны отдыха для зрителей не только выходят да пределы куба, они имеют свое расположение и формы (Taipei Performing Arts Center, Тайвань). | Фото: stirworld.com. Каждая из четырех вертикальных граней куба имеет собственное оформление (из-за консольно выступающих зон отдыха для зрителей). Да и сам центральный модуль полностью приподнят над землей, чтобы связать внутренние пространства на первом этаже с благоустроенной площадью, плавно вливающейся в городскую среду. Такая хитрость позволила гармонично и незаметно интегрировать «общественную петлю циркуляции», проходящую по всей структуре и ведущую на театральные пространства, чем связала кипящую жизнь на улице с особенным миром искусства внутри Центра. Здание Центра исполнительских искусств Тайбэя гармонирует с окружением, при этом его территория органично переплетается с городской пешеходной сеткой (Тайвань). | Фото: en.wikipedia.org. Авторы Novate.ru хотели бы отметить, что эта петля, начинаясь у входа, ведущего в фойе, охватывает все театры, закулисные зоны и производственные пространства, позволяя зрителям и широкой публике наблюдать за театральной постановкой из первых рук. Заканчивается же «публичная петля» на крыше многофункционального комплекса. Там обустроена открытая терраса с баром и сценой для выступлений в небольшом кругу, которые проводятся на открытом воздухе в хорошую погоду. Фойе стало распределительной точкой, хотя уже здесь можно погрузиться в мир театрального закулисья (Taipei Performing Arts Center, Тайвань). | Фото: stirworld.com. В прозрачном центральном кубе, куда попадают посетители, пройдясь в прямом смысле слово под зданием театра, находятся фойе, сцены, репетиционные залы, а также общее закулисное пространство и различные технические помещения. Здесь каждый желающий может проникнуться театральной атмосферой, прогуляться по выставочным пространствам, где представлены фотографии артистов, художников, хореографов, чей талант помогает погрузиться в другую реальность. Динамичная форма здания вызывает ощущение, что это полноценный архитектурный ансамбль (Taipei Performing Arts Center, Тайвань). Самой заметной структурой Центра является Театр авансцены, напоминающий гигантских размеров глобус (Taipei Performing Arts Center, Тайвань). | Фото: stirworld.com. Несмотря на то, что многофункциональный Центр ярко выделяется на фоне делового района и каждая отдельная структура (Большой театр имеет асимметричную форму, а Многопрофильный театр спроектирован по принципу Blue Box) имеет свои особенности, главной изюминкой проекта является Театр авансцены, далеко отступающий от центрального объема. Сферическая форма театрального корпуса, сразу же получившего название «Глобус», производит самое


«oz90.ru»