Многие даже именитые исследовали в своих трудах культурное наследие народов Африки считали примитивным, но это совсем не так. Археологические открытия, существующие традиционные ремесла, оригинальные направления в строительстве жилищ и культовых объектов наглядно показали, насколько многогранными и неожиданными являются достижения африканских народов, которые как никто другой тяготеют ко всему яркому и выразительному. Радостные мотивы и орнаменты, украшающие тело, одежду, предметы быта и целые поселки воспринимаются как негласный язык, повествующий о культурной идентичности с глубокими и весомыми корнями, уходящими в доисторические времена.
Читайте также - Плановую перезарядку огнетушителей, переосвидетельствование баллонов, содержание в исправном состоянии первичных средств пожаротушения, работы, которые нужно проводить регулярно и осуществлять в специально оснащенных станциях технического обслуживания - перезарядка углекислотных огнетушителей по доступным ценам.
1. Орнамент, как культурная идентичность африканских народов
Орнаменты и узоры во всей их красе – яркий национальный идентификатор прикладного искусства и архитектуры африканских племен и народов. Еще совсем недавно считалось, что таких понятий, как африканское искусство и тем более архитектура вообще не существует. Некоторые исследователи утверждали, что в Африке развитие искусства далее, чем примитивное творчество не пошло, оставшись на уровне самобытного ремесла. Особенно досталось любви некоторых племен континента к украшательству своих тел, которое для большинства представителей цивилизованного мира считалось дикарством и даже преступлением по отношению к человеку, ведь многие «дизайнерские решения» действительно были за гранью и приводили к членовредительству (иногда к фатальному, учитывая антисанитарию).
На территории Африки искусство берет начало с доисторической наскальной живописи. | Фото: lauraportales.blogspot.com.
Если не брать во внимание выработанные веками каноны красоты относительно человеческих тел, а обратиться к прикладному искусству и архитектуре, то здесь можно увидеть уникальнейшие элементы, создаваемые на протяжении тысячелетий, которые лучше всего повествуют об истории развития культуры и общества в целом. Ученые утверждают, что климат и цвет кожи наложил свой отпечаток на восприятие людей, их тяготение к ярким, выразительным цветам, вызывающим положительные эмоции и радость.
У каждой этнической группы были свои символы и краски, но прочитать и другие африканские племена.
Особенно это заметно в традиционных орнаментах и мотивах, которые можно увидеть на одежде и в оформлении жилищ. Стоит отметить, что издревле для каждого африканского племени, впрочем, как и для любых других народов, использование орнамента имеет важное значение и носит сакральный характер. Исследователи утверждают, что без узоров и орнаментов, дошедших до наших дней, история большинства африканских племен была бы неполной, потому что эти символы не просто украшения или источники декадентского удовольствия (относительно улучшения красоты тел человеческих), они являются явными хранилищами истории и древнейшими свидетельствами развития культуры.
Гостевой дом в Египте отражает пристрастие местных жителей в изображении истории рода и всего поселения посредством орнаментов и узоров. | Фото: archdaily.com.
Для большинства африканских племен украшение орнаментами ритуальных предметов, скульптур божеств, фасадов хижин, предметов быта не просто дань моде или порыв души. Через узоры, цветовую гамму, яркие мотивы, рельефы из поколения в поколение передается история самого народа, сохраняются традиции и технологии. И главное, на что авторы Novate.ru хотели бы обратить внимание, что узоры стали универсальным языком общения, который понимают все племена континента, на каком бы удалении друг от друга они не жили и несмотря на то, что разные племена имели разный уровень грамотности. Кстати, в результате эволюции и влияния внешних факторов, некоторые племена разработали свои собственные местные системы грамотности, используя уникальные пиктограммы, расшифровать которые можно и сейчас.
Современная интерпретация африканских мотивов в интерьере частного дома. | Фото: architecture-and-design.ru.
Естественно, в процессе развития человеческого общества африканское искусство претерпело метаморфозы под влиянием весомых сил (торговля, рабство, колонизация, религия, возвращение рабов, урбанизация и глобализация), что не могло не сказаться на общей идее, мотивах и символичности тех или иных элементов/цветов.
2. Тонкости языка узоров и орнаментов, выработанные йоруба – народами Западной Африки
Пример традиционной хижины племени мбар, представленный в Музее традиционной архитектуры (MOTNA, Нигерия). | Фото: imostateblog.com.
В традиционной архитектуре йоруба (группа родственных негроидных народов, проживающих на территории Западной Африки) можно увидеть повсеместное использование фигурных столбов, используемых для поддержания массивных крыш и навесов, образующих открытую веранду. Они больше похожи на тотемные столбы, на которых вырезались скульптурные элементы, наложенные друг на друга. Чаще всего на опорных столбах изображались главные божества пантеона, хотя, если дома строились после каких-либо победоносных сражений, то можно было увидеть и основные достижения или военные сценки. Для этих племен резной орнамент многие столетия стал своеобразной книгой истории и выступает в качестве общего средства общения, что совсем немаловажно в условиях жизни большинства африканских племен. Поскольку развитие большинства сообществ не достигло высшего уровня и не выработало собственной письменности, активно использовалась иконография и пиктография, образцы которых можно увидеть на зданиях, посуде, одежде и мебели, которые и стали собранием трудов всего народа и документальным подтверждением тех или иных событий.
Главной архитектурной деталью жилищ и дворцовых комплексов были колонны (стиль йоруба, Африка).
Это обстоятельство, на сегодняшний день, облегчает изучение истории и культуры африканских народов, ведь большинство фраз и слов очень сложно перевести на какой-либо язык. Часто для определенных изречений нет буквальных значений, одни только интуитивные умозаключения, передаваемые посредством линий, фигур и красок. Хотя и в былые времена язык орнамента приходил на выручку в любой ситуации, облегчая общение большому количеству этнических групп и подгрупп, говорящих на разных языках и диалектах.
Резные колонны и скульптуры украшали главный двор, где проходили особо значимые события (экспонаты Музее традиционной архитектуры). | Фото: britannica.com.
Учитывая, что народы йоруба образовали наиболее развитую цивилизацию, строительством обычных хижин не обошлось. Чаще это были многосемейные усадьбы для представителей одного поколения, представляющие собой весьма значительные комплексы, большую часть которых занимает обширный передний двор, окруженный жилыми и хозяйственными постройками. При этом глава семьи со своими домочадцами занимали центральные покои, имеющие собственный задний двор, навес которого также поддерживается колоритными столбами, при этом на них вырезались не только исторические важные узоры, но и главные события семейства.
Культура народов, захвативших территории стран на Африканском континенте оказывала сильное влияние на формы и содержание орнаментальных композиций.
Исторически так сложилось, что на этих землях были образованы довольно процветающие королевства, центром правления которых являлся дворец вождя. При этом главным элементом комплекса становились передние дворы, которые выступали и в роли религиозного объекта, где проводилась все ритуалы, и местом собраний для управления государством, включая судебные и карательные функции.
Традиционные орнаменты, узоры и мотивы стали популярным трендом при оформлении современных интерьеров, элементов тканей, этикеток и т. д.
Примечательно: Африканский орнамент сегодня находит свое применение в разных сферах современного дизайна. Художественные узоры «Дух ори» (вдохновленные традиционной мифологией йоруба), разработанные нигерийцем из Нью-Йорка Лаолу Сенбанджо, стали популярными не только среди африканской диаспоры, но и во всем мире. Некоторые из этих узоров украшают этикетки для коньяка, дизайнерские флаконы духов и даже спортивную одежду Nike. Являются ли эти предметы, хорошими вещами или ценными предметами, вопрос риторический, но ясно одно, замысловатые мотивы африканских орнаментов хоть и не понятны большинству, но все же имеют мощную притягательную силу.
3. Традиционные мотивы народа ашанти и кассена, живущих в тропических лесах Ганы (Западная Африка)
Росписью на стенах, тканях и других предметах занимались женщины всех без исключения африканских племен.
На территории современной Ганы еще в доисторические времена активно развивалась государственность империи Ашанти, народ которой разработал свою систему пиктографических символов Адинкру передаваемую из поколения в поколение. Жители деревень предпочитали расписывать стены своих хижин, изображая природное окружение, растительность, фрагменты тел животных, наделяя каждый цвет определенным значением. Так, например, изображение пальмы, пусть даже и стилизованное означает богатство, самодостаточность, выносливость и жизненную силу; военный рожок был символом бдительности и осторожности, а вот след куриных лапок стал символом семьи, родительской заботы, нежности и защиты.
Глинобитные дома прямоугольной формы расписывали в черно-белых тонах (Тьебеле, Африка).
Среди множества аутентичных памятников архитектуры Ганы ярко выделяется деревенька Тьебеле, расположенная на юге Буркина-Фасо и севере Ганы, где по сей день проживает одна из старейших этнических групп Западной Африки – племя кассена. Их жилища, датированные XV веком, отличаются особенной яркостью и колоритом. Владельцы старинных домов испокон веков использую стены в качестве холста для создания особых геометрических композиций, цвета и линии которой имеют сакральный смысл.
Орнаменты отражали ценности и стремления каждого сообщества (Тьебеле, Африка).
Стоит отметить, что подобным украшательством занимались женщины, от творческого потенциала которых зависела не просто эстетическая привлекательность жилища, орнаменты и мотивы являлись оберегом от злых сил и недоброжелателей, а также рассказывали о том, из какого рода берет начало семья, чем занимаются ее представители. Все цвета имели особое значение для народа кассена, например, красный символизирует мужество, бесстрашие, защиту; белый — честность, чистоту, непорочность; черный — таинство ночи и потусторонний мир.
4. Эстетика и символизм узоров племени ндебеле в южных частях Зимбабве и северной части Южной Африки
Пример росписи глинобитных хижин, ворот и других построек этнической группы ндебеле. | Фото: archdaily.com.
Народ ндебеле в Южной Африке научился передавать целый спектр эмоций через яркие узоры, нарисованные на их домах: от загадочных символов политического сопротивления, выставленных на показ назло своим угнетателям, до мотивов, используемых для выражения горя, радости, молитв и даже социального статуса домовладельца. Сегодня эти узоры все еще используются, они все так же представляют собой часть зашифрованной в узорах истории, которую ни одна культура не может позволить себе полностью отбросить несмотря на то, что на дворе XXI век. Кстати сказать, использование народных мотивов активно используется и знаменитыми архитекторам, чьи работы стали популярными благодаря этическому колориту, подчеркивающему аутентичность творений, поскольку давно уже корней своих никто не стесняется, а как раз наоборот, подчеркивают происхождение.
В поселениях ндебеле можно встретить строения как прямоугольной, так и круглой планировки. | Фото: archdaily.com.
Дом народа ндебеле за многие века выработали свою собственную художественную форму, орнаментальную стилистику и цветовую гамму. Женщины, разукрашивая дума, использовали секретный способ передачи информации, понятный для остальных членов общества. При этом трагические события захвата их земель внесли кардинальные коррективы в выборе цвета. Во времена неволи преобладали черно-белые тона во всех орнаментах, отличающихся особой четкостью и строгостью линий. Со временем к ним добавились и другие цвета, которые приобрели немного другое значение.
Большинство колоритных поселений стали туристическими достопримечательностями, которые поддерживаются местными общинами в привлекательном виде. | Фото: archdaily.com.
Примечательно: За многие годы существования традиции украшать фасады домов орнаментами выработалась особая техника цветопередачи, да и сами цвета стали символичными страницами истории. Традиционный цветовой узор этноса ндебеле представляет собой систему из 5 цветов: черный – олицетворяет духовность, высшие силы, людей духовного мира/сословия; белый традиционно символизирует чистоту; красный - энергию, страсть и силу; желтый - плодородие, надежду, будущее; зеленый – природу, землю, ведение сельского хозяйства.
5. Архитектура этнической группы хауса в Западной и Центральной Африке
Красочный нубийский дом – традиционный стиль росписи, преобладающей в поселениях этноса хауса. | Фото: commonedge.org.
Жизнеутверждающие мотивы росписи в стиле племен хауса (нубийская деревня в Асуане).
Представители крупнейшей этнической группы, проживающая в южных районах Нигера и северных районах Нигерии, попавшие под значительное исламское влияние, выработали собственную систему передачи информации посредством орнаментов и узоров. Их архитектура берет начало из традиционного глинобитного строительства, а оформление экстерьера является холстом, отображающим удивительные аспекты культуры хауса, выраженных в оригинальном использовании цветовой гаммы, позволяющей создавать яркие и замысловатые расписные здания. При этом расписывались не только жилища, общественные здания, мечети и дворцы также могут похвастаться обилием красочных мотивов и резных деталей, в которых отражены религиозные и бытовые традиции, история и культурное наследие.
Дворцы правителей щедро покрывались узорами и орнаментами, подчеркивая их статус и богатство (Дворец Дутсе, Нигерия).
Стоит отметить, в технике росписи стен народов хауса также преуспели женщины, которые с особой тщательностью с помощью линий и красок рассказывают об истории своего рода и статусе семейства. Местные знают, чем сложнее отделка фасада и замысловатей мотивы, тем богаче владелец и выше его социальное положение.
Еще один уникальный образец глинобитных хижин-ракушек можно увидеть в Камеруне.
Из нашего видео можно узнать, почему жители Сахары не используют воду из природного резервуара, находящего глубоко под пустыней:
Многие даже именитые исследовали в своих трудах культурное наследие народов Африки считали примитивным, но это совсем не так. Археологические открытия, существующие традиционные ремесла, оригинальные направления в строительстве жилищ и культовых объектов наглядно показали, насколько многогранными и неожиданными являются достижения африканских народов, которые как никто другой тяготеют ко всему яркому и выразительному. Радостные мотивы и орнаменты, украшающие тело, одежду, предметы быта и целые поселки воспринимаются как негласный язык, повествующий о культурной идентичности с глубокими и весомыми корнями, уходящими в доисторические времена. Читайте также - Плановую перезарядку огнетушителей, переосвидетельствование баллонов, содержание в исправном состоянии первичных средств пожаротушения, работы, которые нужно проводить регулярно и осуществлять в специально оснащенных станциях технического обслуживания - перезарядка углекислотных огнетушителей по доступным ценам. 1. Орнамент, как культурная идентичность африканских народов Орнаменты и узоры во всей их красе – яркий национальный идентификатор прикладного искусства и архитектуры африканских племен и народов. Еще совсем недавно считалось, что таких понятий, как африканское искусство и тем более архитектура вообще не существует. Некоторые исследователи утверждали, что в Африке развитие искусства далее, чем примитивное творчество не пошло, оставшись на уровне самобытного ремесла. Особенно досталось любви некоторых племен континента к украшательству своих тел, которое для большинства представителей цивилизованного мира считалось дикарством и даже преступлением по отношению к человеку, ведь многие «дизайнерские решения» действительно были за гранью и приводили к членовредительству (иногда к фатальному, учитывая антисанитарию). На территории Африки искусство берет начало с доисторической наскальной живописи. | Фото: lauraportales.blogspot.com. Если не брать во внимание выработанные веками каноны красоты относительно человеческих тел, а обратиться к прикладному искусству и архитектуре, то здесь можно увидеть уникальнейшие элементы, создаваемые на протяжении тысячелетий, которые лучше всего повествуют об истории развития культуры и общества в целом. Ученые утверждают, что климат и цвет кожи наложил свой отпечаток на восприятие людей, их тяготение к ярким, выразительным цветам, вызывающим положительные эмоции и радость. У каждой этнической группы были свои символы и краски, но прочитать и другие африканские племена. Особенно это заметно в традиционных орнаментах и мотивах, которые можно увидеть на одежде и в оформлении жилищ. Стоит отметить, что издревле для каждого африканского племени, впрочем, как и для любых других народов, использование орнамента имеет важное значение и носит сакральный характер. Исследователи утверждают, что без узоров и орнаментов, дошедших до наших дней, история большинства африканских племен была бы неполной, потому что эти символы не просто украшения или источники декадентского удовольствия (относительно улучшения красоты тел человеческих), они являются явными хранилищами истории и древнейшими свидетельствами развития культуры. Гостевой дом в Египте отражает пристрастие местных жителей в изображении истории рода и всего поселения посредством орнаментов и узоров. | Фото: archdaily.com. Для большинства африканских племен украшение орнаментами ритуальных предметов, скульптур божеств, фасадов хижин, предметов быта не просто дань моде или порыв души. Через узоры, цветовую гамму, яркие мотивы, рельефы из поколения в поколение передается история самого народа, сохраняются традиции и технологии. И главное, на что авторы Novate.ru хотели бы обратить внимание, что узоры стали универсальным языком общения, который понимают все племена континента, на каком бы удалении друг от друга они не жили и несмотря на то, что разные племена имели разный уровень грамотности. Кстати, в результате эволюции и влияния внешних факторов, некоторые племена разработали свои собственные местные системы грамотности, используя уникальные пиктограммы, расшифровать которые можно и сейчас. Современная интерпретация африканских мотивов в интерьере частного дома. | Фото: architecture-and-design.ru. Естественно, в процессе развития человеческого общества африканское искусство претерпело метаморфозы под влиянием весомых сил (торговля, рабство, колонизация, религия, возвращение рабов, урбанизация и глобализация), что не могло не сказаться на общей идее, мотивах и символичности тех или иных элементов/цветов. 2. Тонкости языка узоров и орнаментов, выработанные йоруба – народами Западной Африки Пример традиционной хижины племени мбар, представленный в Музее традиционной архитектуры (MOTNA, Нигерия). | Фото: imostateblog.com. В традиционной архитектуре йоруба (группа родственных негроидных народов, проживающих на территории Западной Африки) можно увидеть повсеместное использование фигурных столбов, используемых для поддержания массивных крыш и навесов, образующих открытую веранду. Они больше похожи на тотемные столбы, на которых вырезались скульптурные элементы, наложенные друг на друга. Чаще всего на опорных столбах изображались главные божества пантеона, хотя, если дома строились после каких-либо победоносных сражений, то можно было увидеть и основные достижения или военные сценки. Для этих племен резной орнамент многие столетия стал своеобразной книгой истории и выступает в качестве общего средства общения, что совсем немаловажно в условиях жизни большинства африканских племен. Поскольку развитие большинства сообществ не достигло высшего уровня и не выработало собственной письменности, активно использовалась иконография и пиктография, образцы которых можно увидеть на зданиях, посуде, одежде и мебели, которые и стали собранием трудов всего народа и документальным подтверждением тех или иных событий. Главной архитектурной деталью жилищ и дворцовых комплексов были колонны (стиль йоруба, Африка). Это обстоятельство, на сегодняшний день, облегчает изучение истории и культуры африканских народов, ведь большинство фраз и слов очень сложно перевести на какой-либо язык. Часто для определенных изречений нет буквальных значений, одни только интуитивные умозаключения, передаваемые посредством линий, фигур и красок. Хотя и в былые времена язык орнамента приходил на выручку в любой ситуации, облегчая общение большому количеству этнических групп и подгрупп, говорящих на разных языках и диалектах. Резные колонны и скульптуры украшали главный двор, где проходили особо значимые события (экспонаты Музее традиционной архитектуры). | Фото: britannica.com. Учитывая, что народы йоруба образовали наиболее развитую цивилизацию, строительством обычных хижин не обошлось. Чаще это были многосемейные усадьбы для представителей одного поколения, представляющие собой весьма значительные комплексы, большую часть которых занимает обширный передний двор, окруженный жилыми и хозяйственными постройками. При этом глава семьи со своими домочадцами занимали центральные покои, имеющие собственный задний двор, навес которого также поддерживается колоритными столбами, при этом на них вырезались не только исторические важные узоры, но и главные события семейства. Культура народов, захвативших территории стран на Африканском континенте оказывала сильное влияние на формы и содержание орнаментальных композиций. Исторически так сложилось, что на этих землях были образованы довольно процветающие королевства, центром правления которых являлся дворец вождя. При этом главным элементом комплекса становились передние дворы, которые выступали и в роли религиозного объекта, где проводилась все ритуалы, и местом собраний для управления государством, включая судебные и карательные функции. Традиционные орнаменты, узоры и мотивы стали популярным трендом при оформлении современных интерьеров, элементов тканей, этикеток и т. д. Примечательно: Африканский орнамент сегодня находит свое применение в разных сферах современного дизайна. Художественные узоры «Дух ори» (вдохновленные традиционной мифологией йоруба), разработанные нигерийцем из Нью-Йорка Лаолу Сенбанджо, стали популярными не только среди африканской диаспоры, но и во всем мире. Некоторые из этих узоров украшают этикетки для коньяка, дизайнерские флаконы духов и даже спортивную одежду Nike. Являются ли эти предметы, хорошими вещами или ценными предметами, вопрос риторический, но ясно одно, замысловатые мотивы африканских орнаментов хоть и не понятны большинству, но все же имеют мощную притягательную силу. 3. Традиционные мотивы народа ашанти и кассена, живущих в тропических лесах Ганы (Западная Африка) Росписью на стенах, тканях и других предметах занимались женщины всех без исключения африканских племен. На территории современной Ганы еще в доисторические времена активно развивалась государственность империи Ашанти, народ которой разработал свою систему пиктографических символов Адинкру передаваемую из поколения в поколение. Жители деревень предпочитали расписывать стены своих хижин, изображая природное окружение, растительность, фрагменты тел животных, наделяя каждый цвет определенным значением. Так, например, изображение пальмы, пусть даже и стилизованное означает богатство, самодостаточность, выносливость и жизненную силу; военный рожок был символом бдительности и осторожности, а вот след куриных лапок стал символом семьи, родительской заботы, нежности и защиты. Глинобитные дома прямоугольной формы расписывали в черно-белых тонах (Тьебеле, Африка). Среди множества аутентичных памятников архитектуры Ганы ярко выделяется деревенька Тьебеле, расположенная на юге Буркина-Фасо и севере Ганы, где по сей день проживает одна из старейших этнических групп Западной Африки – племя кассена. Их жилища, датированные XV веком, отличаются особенной яркостью и колоритом. Владельцы старинных домов испокон веков использую стены в качестве холста для создания особых геометрических композиций, цвета и линии которой имеют сакральный смысл. Орнаменты отражали ценности и стремления каждого сообщества